ОСАГО превратится в сплошное счастье

Правительственные изменения в закон об ОСАГО могут сделать его более вменяемым и разумным в отношении автомобилистов. Чего не скажешь о страховых компаниях


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Праздник, который мог уже сегодня начаться на улице российских автомобилистов, откладывается. Как сообщает РИА "Новости", Госдума перенесла на одно из следующих заседаний рассмотрение в первом чтении правительственных поправок в закон об ОСАГО, увеличивающих лимиты выплат пострадавшим в ДТП. Впрочем, серьезные изменения, которые ждут в ближайшее время этот закон, такая отсрочка вряд ли отменит.

Напомним, в соответствии с законопроектом, размер страхового возмещения вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП должен повыситься со 160 до 500 тыс. руб. на каждого потерпевшего. Законопроект расширяет перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, и вводит таблицу выплат для расчета вреда, причиненного здоровью потерпевшего.

Что касается выплат по "железу", то есть возмещения вреда, причиненного имуществу пострадавших, здесь размер выплат предполагается увеличить со 120 до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего.

Увеличение этих сумм будет происходить поэтапно. Предполагается, что лимиты выплат по "железу" будут увеличены лишь через три месяца после принятия закона, и только через год после этого - по жизни и здоровью пострадавших.

Авторы поправок намерены предпринять еще одну попытку оживить многострадальный "европротокол" (возможность оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД), упорно не желающий пускать корни на российской почве. Одной из причин нежизнеспособности данной схемы являлась невозможность реальной оценки ущерба самими участниками ДТП из-за невысокого лимита по европротоколу - 25 тыс. рублей.

Новый законопроект предполагает двукратное увеличение этого лимита. Более того, для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области лимит выплаты по европротоколу предполагается повысить до 400 тыс. руб. при условии предоставления страховщику фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.

Самым же главным и наиболее полезным для автомобилистов изменением в закон об ОСАГО должно стать предоставление потерпевшему право выбора способа возмещения вреда - в натуральной форме (выдача направления на ремонт за счет страховщика) или в денежной. Если этот пункт сохранится после прохождения всех инстанций принятия законопроекта, российское ОСАГО может лишиться своего главного недостатка - хронических и весьма внушительных недоплат по страховым случаям. Так, согласно сложившейся практике, страховые выплаты по ОСАГО оказываются существенно меньше реальной стоимости ремонта и запасных частей. Возможность натурального возмещения позволит решить этот вопрос в пользу автомобилистов.

Что же касается того, во сколько эти нововведения обойдутся страхователям, то здесь начинается самое интересное. По оценке Минфина, планируемое увеличение страховых сумм потребует увеличения тарифа ОСАГО приблизительно на 25%. Впрочем, единого мнения на этот счет в правительстве равно как и в самом Минфине нет. Как сообщает "КоммерсантЪ", в ходе заседания банковского комитета в Госдуме представитель министерства заявил о том, что оснований для повышения тарифа ОСАГО в настоящий момент нет.

Благодаря вносимым поправкам закон об ОСАГО становится более благоприятным для автомобилистов, особенно в том случае, если повышение лимитов пройдет без увеличения тарифов. В случае страховых компаний все выглядит с точностью до наоборот. Надо признать, что за все время существования в России ОСАГО, отечественные страховщики не достигли на этой ниве особых успехов. Изначальное стремление страховых компаний любыми путями поучаствовать в этом виде обязательного страхования обернулось разочарованием, а зачастую и убытками.

Согласно данным РСА, приводимых "Коммерсантом", страховщики в 2012 г. собрали в рамках ОСАГО 120,9 млрд руб. премий и выплатили 61,9 млрд руб. При том что в предыдущем году сборы составили 106,9 млрд руб., а выплаты - 57 млрд рублей. То, что сборы растут быстрее премий (13% против 8,6%), означает, что эффективность этого бизнеса для страховщиков продолжает падать.

Повышение лимита выплат в условиях возможного запрета на увеличение тарифов способно еще больше обострить ситуацию на рынке ОСАГО. Не исключено, что сегодняшний перенос первого чтения по поправкам как-то связан с действиями представителей страхового лобби.

С другой стороны, ужесточение условий работы в конечном счете может пойти на пользу как страхователям, так и всему рынку. Жесткие правила игры заставят уйти с него огромное число небольших компаний с маленьким капиталом и неопределенной репутацией. Сам же рынок, скорее всего, поделят между собой крупные именитые компании или их альянсы и объединения. В выигрыше в этом случае окажется, в том числе, и потребитель, об интересах которого в России обычно вспоминают в последнюю очередь. Возможно, изменение условий ОСАГО станет исключением из этого правила. Хотя и загадывать пока еще рано.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей