Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: АР |
"Если такие страсти на Кипре кипят, может, подумать, может, нам какую-то зону создать на Дальнем Востоке. У нас там мест много хороших - Сахалин, Курилы", - заявил Медведев в четверг на заседании правительства. Не исключено, что у многих, кто слышал премьера в этот момент, в мозгу машинально промелькнул классический ответ: "Уж лучше вы к нам". Хотя вслух его, по понятным причинам, никто не озвучил.
Однако премьер бодро продолжил свою мысль, намекая, что это позволит вернуть в Россию средства, находящиеся не только на Кипре, но и на Британских Виргинских островах, и в других офшорных зонах. "Заодно, может, часть наших денег, которые на Кипре, а также в других почему-то зонах, которые сейчас не упоминаются, но, по понятным причинам, типа BVI, Багамы и так далее, к нам переедут", - заметил Дмитрий Медведев.
Надо признать, что заявление председателя правительства вызывает достаточно странные чувства. Если предположить, что он действительно хочет, чтобы на российский Дальний Восток переместилась офшорная зона с терпящего бедствие Кипра, то слышать такие заявления от второго человека в руководстве страны довольно странно. По крайней мере, в ситуации, когда весь мир, включая Россию, ведет активную борьбу с офшорной системой.
Возможно, Медведев имел в виду что-то наподобие внутренних офшоров, когда-то имевших место на территории РФ. Напомним, право установления льготного налогообложения было предоставлено ряду регионов неперспективных с экономической точки зрения, таких, как Калмыкия, Чукотка, Алтай и др. По мнению авторов этой идеи, налоги зарегистрированных здесь компаний должны были способствовать развитию местных экономик и повышению уровня жизни населения. Однако идея не оправдалась. И в декабре 2003 г. Совет Федерации РФ отменил с 1 января 2004 г. инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которую до этого имели право устанавливать местные власти.
Имел ли премьер в виду возрождение практики внутренних офшоров, хотел ли он как-то модернизировать неудавшуюся систему, или просто все это было сказано им для красного словца - не известно.
В любом случае идея переноса кипрской офшорной зоны на российский Дальний Восток (хотя бы даже только для российских денег) выглядит совершенно нереально, если не сказать утопично.
Основными преимуществами банковско-финансовой системы Кипра являлись не только и не столько невысокие налоги, сколько относительная конфиденциальность проводимых финансовых операций. Российские бизнесмены (и не только) могли проводить свои сделки под кипрской юрисдикцией, что ограждало их от излишнего внимания родины.
Очевидно, что реализовать такую возможность с Сахалина или Курил нереально по определению. Не самой важной, но тем не менее довольно приятной особенностью Кипра всегда являлось его географическое расположение и хорошие природно-климатические условия. Попросту говоря, до него недолго лететь, а рабочие поездки на этот сказочный остров всегда можно было совместить с отдыхом.
Провал кипрской офшорной зоны, конечно, лишит ее клиентов этих приятных моментов, но вряд ли это станет весомым поводом для переезда на Сахалин или Курилы.
Возможно, конечно, премьер Медведев ошибся и в своем вчерашнем выступлении имел в виду создание на Дальнем Востоке не офшорной, а свободной экономической зоны, что выглядит куда более актуально. Но ведь это совсем другая история, и тогда не совсем понятно, причем здесь Кипр.
Преступления удалось предотвратить