Гонки по неправильному снегу

Корреспондент "Yтра" побывала в Салехарде на Международном снегоходном марафоне "Ямалкан", чтобы выяснить – почему снега и денег в России полно, а ездить на снегоходах россияне так и не научились



ВСЕ ФОТО



Двадцать третьего марта в Салехарде состоялся II Международный снегоходный марафон "Ямалкан". Корреспондент "Yтра" побывала на марафоне, чтобы выяснить – почему снега и денег в России полно, а ездить россияне на снегоходах до сих пор так и не научились?

Если ты олигарх или другой уважающий себя человек, то уже сломал на снегоходе позвоночник. Или, на худой конец, хотя бы ногу. Простой россиянин со снегоходами знаком пока не очень. Поэтому при посадке в самолет в Москве российские пассажиры с интересом смотрят на людей, которые лопочут что-то по-английски, отчаянно запихивая на багажную ленту огромные баулы невиданной формы.

"Снегоходы, что ли, везут?" – спрашивают россияне друг друга. "Не, снегоход – он большой". "Ну так это спортивный. Маленький, наверно. И разобранный, небось".

В итоге выясняется, что в огромных баулах никакие не снегоходы. Все снегоходы иностранных спортсменов спонсоры соревнований доставляют бесплатно из Финляндии фурами. А в баулах американцы тащат теплую одежду. Правильно тащат. Погода в Салехарде не радует: -27°С и метель.

В итоге в Салехард прилетели те иностранцы, которые гарантированно попадали в десятку лучших: за первое место давали 800 тыс. руб., за второе – 400 тыс., за третье – 200 тыс., за четвертое – 120 тыс., и так далее по нисходящей, вплоть до 20-го места. Впрочем, денежный приз за 20-е место составлял всего 15 тыс. руб., а за такие деньги, ясное дело, ехать из Америки в Салехард желающих мало.

В результате вся первая десятка в классе "Спорт" была занята иностранцами. Исключение – на втором месте оказался Дмитрий Скляров из Нового Уренгоя.

Был еще альтернативный зачет, для любителей. Там призы такие же. Но пока не все еще иностранцы раскусили эту фишку. В конце соревнований те американцы, которые не попали в десятку в классе "спорт", с горечью говорили: "Эх, надо было мне в утилитарном классе выступать! Там бы я точно какое-нибудь место занял!"

Но ничего. В следующий раз все у них получится. Размер призовых растет год от года. Например, по сравнению с прошлым годом, когда марафон проводился в первый раз, размер денежных призов вырос в два раза. Организаторы планировали увеличивать количество участников "первых арктических гонок" ежегодно на 50%, однако в этом году, несмотря на "подросшие призы", выполнить план не удалось.

К 2020 г., согласно планам, количество участников марафона должно достигнуть почти 600 человек.

В 2012-м их было 72. В 2013-м – 87. Соревнования радовали экзотикой: пожилой ненец отправлял соревноваться свою жену. Кстати, единственную женщину в утилитарном классе. В спортивном тоже была одна женщина - американка.

Ненка Любовь Пуйко рассказала, что ездит на снегоходе исключительно по тундре, хотя пара давно ведет оседлый образ жизни. Работают "воспитателями" – плюс к трем своим детям взяли пятерых из детского дома. Денег, говорят, хватает.

"Почему сами не едете?" – спрашиваю я мужа Любови. "А у меня был инсульт, – объясняет муж. – Я просто тренер. Гарантированно – войдет в первую десятку!"

Жена уезжает, а муж садится около микроавтобуса судейской коллегии и начинает мерно раскачиваться – наверно, надеясь таким образом выхлопотать у местных богов попадание жены в десятку. Однако ничего не выходит. Жена падает вместе со снегоходом где-то на трассе и занимает 29-е место из 35 возможных.

Около своих снегоходов бурно ликуют финны и американцы. В спортивном классе первое место занимает финн Джони Густафсон, в утилитарном – американец Пол Мак.

Среди российских спортсменов радости чего-то маловато. Я, разумеется, лезу в судейскую "ГАЗель", чтобы выяснить: почему это наши спортсмены на снегоходах ездить не умеют? Снега у нас полно, в том же Салехарде – до июня не тает. Денег, судя по всему, тоже хватает.

Объяснения мне дали странные и страшные одновременно: "У нас в России снег какой-то не такой". "Какой не такой?" "Да не такой. Вот европейская трасса – она мягкая, рыхлая. А наша – ее сколько ни рыхли, она к утру уже снова как камень. Даже если ты ее в пять утра разрыхлил – она к заезду все равно как камень", – объясняет мне тренер команды из Нового Уренгоя Евгений Скляров, отец того самого Дмитрия Склярова.

Ну и дальше выясняется, что в прошлом году решили россияне провести один из этапов чемпионата мира в Ивановской области. Каждому из иностранных участников заплатили по две тысячи долларов. Пригласили американцев трассу рыхлить. Уж они рыхлили-рыхлили, рыхлили-рыхлили, а она, не успеешь оглянуться, – снова как камень! А это, между прочим, не полезно для здоровья. Только на "Ямалкане", к примеру, девять человек сошли с трассы. Хорошо, что никто ничего не сломал.

А Ивановская область, кстати сказать, решила провести три этапа чемпионата мира – один в 2012 г., а два – в 2013-м. Причем один этап должны были провести в 2013 г. финны, а два этапа – Ивановская область. Так вот замахнулись.

"С финнов международная федерация за право провести этап чемпионата мира по 30 тыс. евро дерет, а с наших – так все 300 тысяч! За три этапа отдали им 800 тысяч евро. А в итоге разругались с ними, финны один этап в этом году провели, победителя объявили, и все, чемпионат мира закрыли", – объяснили мне в судейской. "А как же 500 тысяч евро? Их иностранцы прихапали, что ли?" – не понимаю я. "Ну, они ушли на штрафные санкции, на все остальное там", – объясняют мне в судейской.

Я не очень понимаю, на что "все остальное " могли уйти полмиллиона евро. Ну, ушли – и ушли. Что ж теперь поделаешь.

"А наши-то спортсмены в Европу на чемпионаты мира ездят?" – спрашиваю я с последней какой-то надеждой. "Да ездят, – грустно отвечают в судейской коллегии. – Только их там к нормальным заездам даже не допускают. Так, к показательным выступлениям только..."

"Вот, допустим, на нашу команду "Газпром" дает в год 5 млн руб., – вступает опять в разговор Евгений Скляров. – Правда, мы их уже в этому году прокатали, но не важно. Если мы поедем на соревнования за границу, то привезем оттуда сотое место. Ну и что это такое? – скажет нам "Газпром". В их понимании, если ты первые три места не привез, значит, они деньги на тебя выкинули, все равно что на ветер. Поэтому мы и ездим по российским соревнованиям, чтобы можно было первое, второе, третье место привезти". Вот и варятся российские спортсмены в собственном соку на своих каменных трассах.

По итогам "Ямалкана" спонсоры и руководство края проводят пресс-конференцию. Заместитель губернатора Алексей Булаев рассказывает о том, что скоро в округе будет открыто несколько заполярных туристических кластеров, рассчитанных, в том числе, и на иностранных туристов. Один из них – "арктический экстремальный". Это такое место, где зимой можно будет ездить на снегоходах, а летом – на квадроциклах и рыбу ловить. Алексей Булаев признался, что в регионе пока "нет тысяч туристов". Гостиницы дорогие, да и мало их. Но над этим работают.

Также заместитель губернатора поделился планами по строительству сооружений для подготовки снегоходных райдеров. Пока же "Ямалкан" даже не имеет официального статуса спортивных соревнований. По словам Булаева, так было задумано изначально: "Это бы накладывало определенные ограничения на участников – возраст, подготовка и так далее. Мы же хотели сделать марафон, доступный для каждого: если ты ищешь экстрима, тебе на Ямалкан".

Официальные результаты гонки.

Победу в классе "Спорт" одержал спортсмен из Финляндии Юни Густаффсон, преодолев дистанцию за 1 час 43 минуты. Второе место завоевал Дмитрий Скляров из Нового Уренгоя. Третье у Тома Форсейла (Финляндия).

В классе "Утилиты" победа досталась Полу Маку из США. На втором месте - ямальский спортсмен Иван Тайшин из села Аксарка (Приуральский район), на третьем - финн Текка Тапа Кейненен.

#0 Коренное население европейского Севера и севера Западной Сибири. Фото Анатолия Струнина. #1 Худи Семен, рыбацкий поселок в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Фото Анатолия Cтрунина. #2 Старт представителя Нового Уренгоя Мелентьева Игоря. Фото Анатолия Cтрунина. #3 Традиционные за Полярным кругом оленьи упряжки. Фото Юлии Витковской. #4 Поломка перед самым стартом, ремонт. Фото Анатолия Cтрунина. #5 Юмашев Марат, г. Салехард. Фото Анатолия Cтрунина. #6 Джони Рати, Сиилинсарви, Финляндия. Фото Анны Беловой. #7 Валов Виктор, с. Красноселькуп. Фото Анны Беловой. #8 Участники гонки в ожидании старта марафона "Ямалкан-2013". Фото Анны Беловой. #9 Фото Анны Беловой. #10 Муж участницы гонки Любови Пуйко в ожидании финиша. Фото Юлии Витковской. #11 Фристайл. Фото Юлии Витковской. #12 Победители марафона "Ямалкан 2013" в классе "Утилиты". Фото Юлии Витковской. #13 Победители марафона "Ямалкан 2013" в спортивном классе. Фото Юлии Витковской. #14 Валитов Владимир пред стартом. Фото Юлии Витковской. #15 Заправка участниклв гонки "Ямалкан-2013". Фото Юлии Витковской. #16 Единственная женщина, мать восьми! детей - Любовь Пуйко принимала в участие марафоне, рядом с ней идет ее супруг. с. Яр-Сале. Фото Юлии Витковской.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей