Россиян закормят полезным фастфудом

Если уж беспокоиться о полезной пище, уместнее говорить не о фастфуде, а о развитии нашего сельского хозяйства, чтобы использовать натуральные и свежие продукты, а не везти обработанные консервантами издалека




Дух предпринимательства в России есть! Надо просто дать ему время проснуться, уверен Мераб Елашвили, президент Российской ассоциации франчайзинга и компании "Г.М.Р. Планета Гостеприимства" (развивает восемь ресторанных брендов, в том числе "Сбарро", "Елки-Палки", "Восточный базар", Yamkee, "Маленькая Япония", "Баш-на-Баш", "Кофесто" и "Виаджио"). Бизнесмен и общественный деятель рассказал "Yтрy", что происходит сегодня на рынке быстрого питания и как франчайзинг может способствовать развитию российской экономики.

"Yтро": Как сегодня обстоят дела на российском рынке фастфуда?

Мераб Елашвили: Сейчас на рынке много западных компаний, и это говорит само за себя – раз инвесторы проявляют интерес, значит у рынка фастфуда есть перспективы. Открывают как франчайзинговые точки, так и корпоративные, развиваются новые бренды, которые в будущем тоже, думаю, будут трансформироваться в сетевые компании. Зона роста есть и еще долго будет – до насыщения рынка далеко. По крайней мере, степень развития этого бизнеса в России пока несравнима с тем, что можно видеть в Западной Европе или, скажем, в США. Однако в Санкт-Петербурге и, особенно, в Москве уже чувствуется конкуренция с точки зрения нехватки площадей. Это объясняется не столько объективными причинами, сколько тем, что новички готовы платить больше рыночной цены, чтобы закрепиться. Но такой подход не профессионален, нерентабелен и попросту неграмотен – это портит рынок и не ведет к успеху.

Думаю, в ближайшее время направление фастфуда продолжит активно развиваться, потому что темп жизни ускоряется, а это ведет к тому, что люди все чаще питаются не дома. Это устойчивая тенденция, поэтому наш сегмент – средний и ниже среднего, в том числе фастфуд, не очень пострадал даже в кризис. Можно сказать, что мы вошли в него последними, а вышли первыми. Если и был какой-то спад, то всего несколько месяцев.

В общественном сознании есть предубеждение против фастфуда – считается, что он вреден для здоровья.

Говорят, все, что вкусно, то вредно. А чем на самом деле предприятия фастфуда отличаются от ресторанов? Чем угодно, но не качеством продуктов. Отличие – в масштабах, в подходе, но у нас всегда свежие ингредиенты, ничего не готовят во фритюре. Если уж беспокоиться о полезной пище, то уместнее говорить не о фастфуде, а о том, что надо развивать российское сельское хозяйство, чтобы использовать натуральные и свежие продукты, а не везти обработанные консервантами издалека. Это, впрочем, касается и тех продуктов, из которых готовят дома.

Вы сказали, что в столичных городах рынок практически насыщен. Означает ли это, что более активно стали развиваться регионы? Какие концепции там особенно популярны?

Концепции – те же, что в столице, но в иных масштабах. Если, например, в Москве сегмент гамбургеров представлен тремя-четырьмя брендами, то в регионах – одним, и конкуренции просто нет. Но это ненадолго – в ближайшем будущем прогнозируют бурное развитие современных торговых центров, где, в основном, и располагается фастфуд. Поэтому, думаю, тем, кто только начинает бизнес, сегодня предпочтительнее делать акцент на регионы, потому что пока там ситуация лучше – реальные арендные ставки, меньше стоимость персонала. Платежеспособность у людей, конечно, тоже не такая, как в Москве, но ведь и Москва – не только для москвичей. В регионах пока реально запустить любой правильно разработанный проект. Что такое "правильно"? Если концепт работает – значит, он правильный.

Как часто, в среднем, люди посещают рестораны быстрого питания?

Люди вообще разные – кто-то раз в неделю заходит, а кто-то – почти каждый день. Но это, скорее, исключение. Если говорить о среднем показателе, ситуация в разных регионах отличается. Мы недавно провели исследование в 20 городах, где представлены наши марки, и, как ни странно, Москва не была в первых рядах по числу повторных посещений. Лидером стала Самара.

С точки зрения открытия нового заведения, что сегодня сделать проще в среднем российском городе – купить франшизу и работать по системе франчайзинга или открыть кафе под собственной маркой и заниматься его раскруткой?

Первый вариант, я думаю, более правильный и эффективный. Могу сказать так, основываясь, в том числе, и на собственном опыте – мы начинали с франчайзинга и лишь потом стали параллельно развивать собственные марки. Сотрудничество с международным брендом очень помогло: именно благодаря известной марке мы смогли открыться во многих торговых центрах. Франчайзинг дает множество преимуществ и уменьшает риски – технология ведь уже отработана на разных рынках. Хотя, конечно, от потери денег никто не застрахован, многие франчайзи банкротились или еще обанкротятся. Но если ты действительно хочешь работать, а не ждешь, что франчайзер станет работать за тебя, есть все шансы на успех.

Насколько вообще сегодня развит франчайзинг в России?

В развитых странах именно франчайзинговые проекты в различных отраслях экономики позволяют сформировать наиболее благоприятную среду для комфортного проживания населения. В России этого пока нельзя сказать даже о Москве, не то что о регионах. Но за последние три года Российская ассоциация франчайзинга проделала большую работу, мы вывели франчайзинг на другой уровень. Теперь уже его хотя бы не путают с мерчендайзингом. В прошлом году ассоциация стала официальной структурой по реализации мероприятий по развитию франчайзинга в программах поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ. К тому же, в общественной организации несырьевого бизнеса "Деловая Россия" был сформирован комитет по франчайзингу. В рамках Санкт-Петербургского экономического форума 2011 г. впервые прошла панельная секция "Франчайзинг: национальный приоритет в глобальном контексте". На этом форуме было подписано соглашение о присоединение РАФ к Черноморской ассоциации франчайзинга, что позволит российским компаниям рассчитывать на режим благоприятствования своим брендам в Болгарии, Турции, Румынии, Азербайджане и на Украине. Поэтому вполне закономерен тот факт, что в РАФ в последнее время стали активно обращаться зарубежные предприниматели с просьбами о помощи в поисках надежных партнеров-франчайзи. Вместе с тем Минэкономразвития в поддержку малого и среднего бизнеса сегодня субсидирует расходы франчайзи на паушальный взнос и открытие объекта.

Нашей ассоциации удалось наладить конструктивный диалог как с федеральной властью, так и с правительством Москвы. В этом плане показательным событием для рынка стал московский международный форум "Москва – территория франчайзинга", организованный нами совместно с департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, в котором приняли участие не только ведущие франчайзеры, представители бизнеса, банковской сферы и инвестиционных компаний, но также и чиновники из столичного правительства. Основной целью форума стала оценка потенциала франчайзинга для социально-экономического развития Москвы, выявление проблем, мешающих тиражированию успешного опыта и предложение конкретных мер, способствующих более динамичному распространению эффективных концепций.

Да, пока, если сравнить ситуацию с франчайзингом в России с другими странами – например, с Бразилией или Америкой, становится очевидным, что нам еще далеко до них. Скажем, в США 10% ВВП страны дает франчайзинговый бизнес. А у нас, по некоторым оценкам, порядка 1%. Но потенциал для развития есть – у многих пробуждается дух предпринимательства, с каждым годом интерес к направлению увеличивается. Я не считаю, что наш народ менее предприимчив, чем другие. Это просто вопрос времени.

А насколько эта бизнес-модель обеспечена законодательными нормами? Что необходимо добавить, изменить?

Нельзя сказать, чтобы она была не обеспечена вовсе, но, если говорить по существу, в законе даже не прописаны понятия "франчайзи", "франчайзера", есть только "концессия". Надо хотя бы ввести соответствующие термины. И я бы упростил многие регистрационные вопросы. Если раньше регистрация контракта по приобретению франшизы стоила 10 тысяч рублей, то в этом году ее цена резко выросла до 25 тысяч. Если последний год принес резкое увеличение количества зарегистрированных договоров от полутора – двух тысяч до семи, то такие непродуманные меры, как рост ставки, могут привести к тому, что все это уйдет в серый бизнес, люди просто перестанут регистрироваться. Поэтому наша ассоциация лоббирует отмену решения об увеличении стоимости регистрации. Мы уже провели несколько встреч с Роспатентом и с МЭРТ общались. Они признают, что произошла какая-то ошибка, повышение ставки слишком большое, и обещают разобраться.

Какие еще есть помехи и проблемы на пути развития франчайзинга?

У начинающих предпринимателей есть проблема с доступом к ресурсам для финансирования, хотя государство и дает гранты на открытие своего дела. У Сбербанка есть проект "Бизнес-старт" – начинающим предпринимателям по максимально упрощенной схеме дается кредит, но ставки нельзя назвать низкими. В этом направлении мы тоже сейчас работаем. И, конечно, не устаем пропагандировать франчайзинг, рассказываем, что так развивался весь западный мир. Такой путь позитивен не только для компании, но и для всей страны: благодаря заключению таких договоров создаются новые рабочие места, люди занимаются реальным делом, приносят пользу себе и своему окружению.

Любой бизнес можно развивать по франчайзингу или есть какие-то ограничения?

Все возможно. Главное – придумать правильную модель бизнеса и упаковать ее так, чтобы можно было масштабировать и зарабатывать деньги.

Какой минимум средств необходим для покупки франшизы? Какую именно франшизу на эти деньги можно купить?

Для того чтобы открыть, например, уличную палатку быстрого питания, достаточно $20 – 30 тысяч. А дальше пусть предприниматель двигается, крутится, открывает вторую палатку, затем двадцать вторую, потом переходит в более цивильный сегмент, более прогнозируемый. Потому что палатки – это не совсем стабильный бизнес: сегодня можно, а завтра нельзя. В принципе, сейчас и $300 тысяч "поднять" не трудно, было бы желание. Если одному тяжело, возьми партнера. Часть средств можно найти самому, часть взять в кредит. Сегодня достать деньги – это вообще не проблема. Главное – чтобы у человека глаза горели. Радует, что у нас растет очень активная молодежь, которая готова идти в бизнес.

В декабре вашей компании исполнилось 15 лет. С чем она подошла к юбилею?

У нас восемь брендов и более 300 ресторанов. В 2013 году запустим два новых бренда. Через пять лет (к 20-летию компании) я вижу две тысячи ресторанов. Это хорошая цифра, пока труднодостижимая для отечественного бизнеса. Если на американском рынке пять – семь тысяч точек – это норма, то российский максимум – пока лишь 400 – 500. А мы строим достаточно серьезную большую мультибрендовую компанию, начали диверсифицироваться внутри ресторанного направления. Есть два гостиничных проекта – хостелов и отелей экономкласса. В 2013 г. откроем первые заведения в обоих сегментах. Планируем выходить в такие города, как Москва, Санкт-Петербург, в города-миллионники, а также некоторые исторические центры России. Но количество марок и точек – не самоцель. Главное – чтобы была правильная компания, хорошая команда. У нас, я считаю, команда очень хорошая, мы знаем, где находимся, чего хотим и куда идем. И, с Божьей помощью, у нас все получится.

Выбор читателей