У государства синдром дефицита внимания

Европа и США переживают "эпидемию" аутизма. России эпидемия не грозит – хотя бы потому, что аутистов у нас никто не считает


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Аутизм как диагноз появился в России недавно, но так и не прижился: аутистов чаще всего записывают в медицинских документах как умственно отсталых.

Это выяснилось во вторник на слушаниях в Общественной палате, которые были приурочены ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. По примерным прикидкам, аутистов до 18 лет в стране примерно 250 – 300 тысяч.

При этом даже в Москве для детей-аутистов нет ни одного специализированного детского сада, нет и специальной школы – лишь в одной из школ существуют четыре класса для таких детей.

Московский психолог, мать ребенка-аутиста Елена Багарадникова охарактеризовала ситуацию словами "это просто катастрофа": "Три года нам не могли поставить диагноз, мы обошли десятки врачей. Когда диагноз поставили, мы не знали, что с ним делать. В детсад с таким диагнозом не берут, хорошо, что со школой нам повезло. Только мы добираемся до нее по полтора часа, а некоторые родители из области по три часа в школу едут. После этого ребенку уже не до учебы" (речь идет о той самой школе).

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета профессор Виталий Рубцов согласился с тем, что с постановкой диагноза "аутизм" в России просто беда: "Недавно из Сочи, вроде бы цивилизованный город, там даже будет Олимпиада, привезли ребенка 12 лет – до 12 лет ему не могли поставить диагноз! В результате он все еще ходит в первый класс, и то в подготовительную группу".

По словам Рубцова, "системы работы с такими детьми в России нет, есть отдельный опыт на местах". В Европе и Америке аутистов обучают и устраивают на работу, у нас же они вынуждены всю жизнь влачить нищенское существование на пенсию по инвалидности. "Матери приходится бросать работу и всю оставшуюся жизнь ухаживать за ребенком. Происходит инвалидизация всей семьи", – говорит Елена Багарадникова.

Согласно российским законам, диагноз "аутизм" нельзя поставить в возрасте до трех лет, хотя во всем мире его ставят в возрасте от 18 до 24 месяцев. Для этого существуют общепринятые скрининговые обследования – в России их не проводят. Невозможность постановки диагноза до трех лет (а иногда и всю жизнь) лишает ребенка и родителей права на льготы по инвалидности, не говоря уже о праве участвовать в программах по лечению аутизма, которых в России все равно нет.

Более того, для установления диагноза российский ребенок должен полежать в психиатрической клинике. По мнению психологов, это действует на психику детей-аутистов не лучшим образом. Особенно учитывая тот факт, что один из симптомов аутизма – крайне болезненное восприятие новой обстановки.

Однако даже пребывание в клинике не гарантирует правильного диагноза. Отечественная психиатрия "аутизм" до сих пор не жалует, предпочитая выставлять классические диагнозы: умственная отсталость, психопатоподобный синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности и так далее.

Есть надежда, что ситуация в ближайшее время все-таки изменится. Среди рекомендаций по итогам слушаний в Общественной палате – разработка принципов профессионального обучения аутистов, создание центров помощи детям-аутистам, которые займутся в том числе и выставлением правильных диагнозов, а также еще ряд мер.

Выбор читателей