Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Начало процесса нагнетания паники положил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, заявивший, о том, что его ведомство снизило прогноз по росту ВВП в 2013 г. с 3,6% до 2,4%. В довершение к этому замминистра добавил, что отток капитала, по итогам 2013 г., составит $30 - 35 млрд, а прирост инвестиций снизится до 4,6%. Прогноз по приросту оборота розничной торговли, всегда выступавшей в качестве локомотива роста, был понижен с 5,6% до 4,3%.
На этом поток пессимистических откровений, неожиданно пролившийся из недр МЭР, не закончился. На следующий день свою лепту к прогнозам замминистра добавил его шеф - глава МЭР Андрей Белоусов. По его словам, сегодня - впервые после кризиса 2008 г. - российская экономика рискует скатиться в рецессию. Нынешний слабый рост ВВП может смениться падением уже к осени этого года.
"Мы будем предлагать меры по экономическому стимулированию... Меры такие нужно принимать, потому что нам нужно выходить из той ситуации, в которой мы оказались, чтобы не попасть в рецессию. Мы пока еще не в рецессии, но можем туда попасть, риски такие есть", - заявил министр.
Заявления руководства МЭР вызвали обеспокоенность как среди представителей экспертного сообщества, так и той части населения, которая следит за экономическими новостями. Со слов представителей экономического министерства, сознание многих уже начинает рисовать страшные картины тотальных увольнений, очередей у отделений банка и прочих "радостей жизни", хорошо знакомых россиянам по 1998-му и 2008 году.
Опасения эти отнюдь не шуточные, так как уверения властей о том, что Россия способна оставаться островком стабильности в море глобального кризиса, сегодня серьезно никто не воспринимает. С другой стороны, существуют все основания полагать, что нынешнее обострение кризиса, которое, по всей видимости, непременно случится, вряд ли будет развиваться по сценарию 2008 года.
Причина тому в совершенно иных условиях, сложившихся на момент начала острой фазы кризиса. Событиям 2008 г. предшествовал крах кредитно-ипотечной системы США, их рынка недвижимости и ряда системообразующих инвестиционных банков во главе с Lehman Brothers. То есть, по сути, в одночасье под вопрос было поставлено существование столпов, на которых в конце ХХ - начале XXI в. держалась самая крупная экономика мира. До тех пор как выяснилось, что эта самая экономика оказалась значительно крепче и жизнеспособнее, нежели было принято считать, в мире успело обрушиться все, начиная с цен на нефть и заканчивая рынками недвижимости в Европе и других странах.
Одной из причин того, что падение оказалось столь серьезным, стало наличие многочисленных "пузырей", надутых в начале XXI в. на самых различных рынках. Что касается дня сегодняшнего, то ничего подобного, по крайней мере, в схожих масштабах, в мире пока не происходит. Основой стабильности остается и достаточно прочное экономическое положение США. Не делает каких бы то ни было серьезных ошибок и Китай, состояние которого с каждым годом все больше влияет на мировую экономическую стабильность.
Единственным серьезным дестабилизирующим моментом в мире остается долговой кризис в Европе. Однако, несмотря на кипящие в Старом Свете экономические страсти, глобальное значение этого региона, похоже, уже не так высоко, для того чтобы он мог послужить детонатором обвала мировых рынков, как это было с американским ипотечным кризисом и Lehman Brothers.
Это вовсе не значит, что европейский кризис - ничего не значащий пустяк. Просто во многом благодаря опыту 2008 - 2009 гг. его развитие происходит без мощных шоковых проявлений, что позволяет удержаться от резких движений основным мировым рынкам. Примечательно, что, несмотря на всю сложность ситуации, не стал новым Lehman Brothers и многострадальный Кипр. Это может свидетельствовать, с одной стороны, как о меньшем влиянии европейских событий на общее положение дел в мировой экономики, так и о том, что финансовый мир успел выработать иммунитет к серьезным потрясениям.
Все это может свидетельствовать о том, что развитие нынешнего глобального экономического кризиса будет осуществляться в относительно плавном и затяжном режиме, без излишних шоков и потрясений. Это является необходимым условием для основных мировых рынков, гарантирующим их относительную стабильность. Попросту говоря, рынки нефти или золота, скорее всего, не ждут серьезные взлеты или падения. Это, в свою очередь, является довольно серьезной гарантией от потрясений для российской экономики. В условиях стабильной нефти повторение событий 2008 г. весьма затруднительно даже при незначительной рецессии, которая, судя по всему, будет иметь место. Причем, возможно, уже даже в нынешнем году.
Экономика России имеет явно выраженный экспортно-сырьевой характер, и состояние ее, в первую очередь, зависит от положения дел на сырьевых рынках. Последние пока не демонстрируют особой склонности к радению, несмотря на снижение потребления в Европе, сланцевую революцию и другие факторы. По всей видимости, мировые цены на нефть (лежащие в основе расчета цен на прочие энергоносители) и сама нефть окончательно перешли в разряд активов, несущих на себе функцию некоего глобального стоимостного эквивалента наравне с долларом и золотом. Таким образом, новое обострение глобального кризиса вполне может пройти без катастрофических обвалов, что дает надежды российской экономике не оказаться в очередной раз в ситуации 2008-го или 1998-го года.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету