Селина Каделл: "Искусство может быть голосом людей"

Актриса лондонского Королевского национального театра в эксклюзивном интервью "Yтру" рассуждает об Антоне Чехове, Маргарет Тэтчер, творческой импровизации и свободе слова


Фото: Пресс-служба Euro Entertainment



В рамках фестиваля National Theatre Live лондонский Королевский национальный театр покажет в Москве премьеру постановки "Люди". Это история леди Дороти Стэкпул – в далеком прошлом успешной фотомодели, а ныне эксцентричной пожилой аристократки, у которой только и осталось, что титул да особняк в Южном Йоркшире. Дом дорог Дороти, но в гости к ней прибывает сестра Джун с собственными планами на ветшающий особняк: она хочет превратить его в открытый музей. Дороти отвратительна сама мысль об этом, но прежде чем сестры поубивают друг друга в споре, на горизонте возникнет еще один вариант: к дамам нагрянет режиссер с интересным предложением – за круглую сумму пустить в особняк съемочную группу порнофильма.

Постановку покажут 16 апреля в 19:30 в московском кинотеатре "Формула Кино Горизонт", а затем повторят 28 апреля и 15 мая. В преддверии премьеры актриса Селина Каделл, исполнившая в спектакле одну из главных ролей, дала эксклюзивное интервью "Yтру", в котором рассказала о влиянии на нее Антона Чехова, курьезных ситуациях во время спектаклей и своем отношении к Маргарет Тэтчер.

"Yтро": Вы родились в театральной семье. Сразу хотели стать актрисой, или были другие мечты?

Селина Каделл: Моя семья в театре уже в четырех поколениях, поэтому моя профессия даже не обсуждалась. Я притворялась, конечно, что я не хотела, но случилось то, что должно было случиться. Сначала я вообще работала в винном магазине (смеется), но со временем поняла, что это не мое. На самом деле туда было трудно попасть, и, когда с очередной попытки мне это удалось, я сказала: извините, но я хочу быть актрисой.

А работа в Королевском национальном театре – это удачное стечение обстоятельств, или вы целенаправленно стремились именно туда?

Я думаю, что игра в этом театре – мечта любого актера. Мне повезло, я начала свою карьеру в нем достаточно рано – еще в 1979 г., и, кстати говоря, в пьесе Толстого. Он, конечно, замечательный романист, но его пьесы – кошмар. В общем, на протяжении уже почти 30 лет я здесь, в этом театре, и очень счастлива.

Когда-то вы играли в постановке Сэма Мендеса "Вишневый сад" по Чехову. С тех пор приходилось еще соприкасаться с русской культурой?

У меня было две пьесы – "Дядя Ваня" Чехова и, собственно, "Вишневый сад", – они вышли с разницей в три года, обе в постановке Мендеса. В "Вишневом саде" сначала была роль горничной Дуняши (когда я была моложе), а потом гувернантки Шарлотты. А сейчас я хочу сыграть Раневскую!

Вам приходилось видеть российские театральные постановки?

Когда-то очень давно – я была еще совсем ребенком и не очень хорошо помню, если честно, но мама говорила мне, что это были "Три сестры". Это было необыкновенно, потому что когда ставится эта пьеса в Англии, сестры всегда плачут в конце, а в российской постановке они одновременно и смеялись, и плакали, и снова смеялись. Вообще, для меня российский театр – это, прежде всего, Чехов, но британские актеры никогда так не сыграют его, как русские. Иногда я хочу стать русской, когда играю в пьесе по Чехову. Что касается кино, я видела чудесный российский фильм – "Незаконченная пьеса для механического пианино". Это один из величайших фильмов, шедевр!

А чем вы занимаетесь вне репетиций, вне сцены?

Я очень люблю свою семью: это двое детей и муж-актер, он же – моряк. Иногда мы плаваем на нашей старой лодке. А еще я люблю садоводство, у меня очень большой сад

Тяжело, когда в семье два актера?

Конечно! А теперь их и вовсе четыре – оба моих ребенка уже встали на этот путь. Это и сложно, и чудесно одновременно. Они постоянно устраивают какие-то постановки, хоть дома на кухне.

У вас абсолютные разные образы в постановках. А какая вы в повседневной жизни?

Ох, хороший вопрос... Я люблю людей, люблю смех, не выношу праздники, но никогда не откажусь посидеть в уютном ресторане. И мне нравится говорить о театре, литературе. Мне очень нравятся английские пьесы XVII века и очень нравится преподавать студентам актерское мастерство.

Давайте поговорим тогда еще об одной стороне вашего "я". Многим вы известны как телеактриса: вы снимались в сериалах "Пуаро", "Дживс и Вустер", "Убийства в Мидсомере", "Шоу Фрая и Лори". В какой степени это дополняло вашу насыщенную театральную жизнь?

Наверное, это совершенно разное, но и там, и там есть дух творчества. Соблазн уйти в большое кино? Нет, его никогда не было, я обожаю театр. Кино и ТВ, конечно, платят хорошие деньги, но в театре ты всегда можешь что-то поменять в спектакле, каждый вечер. Можешь увидеть, лучше получилось или нет. В кино так нельзя.

У вас были курьезные ситуации, которые запомнились на всю жизнь?

Их было так много! Я помню, как играла в трагедии, в конце там все умирали, и все герои пьесы были злодеи. В одной из сцен актер, игравший кардинала, пытался убить другого героя. Он должен был сделать это с помощью отравленной книги: открываешь книгу, и оттуда в виде порошка, собственно, это вот все летит в лицо. Однажды актер вышел и забыл эту книгу. И что вы думаете? Он говорит – я вас убью при помощи... при помощи... книги-то нет! При помощи вот этого колечка! Трагедия превратилась в гомерический хохот.

Вы поддерживаете связь с давними партнерами по сцене, по съемкам? Со Стивеном Фраем, к примеру? Он не так давно приезжал в Россию снимать документальный фильм.

К сожалению, я давно не видела Стивена, но думаю, если б я здесь его увидела, мы бы с ним, конечно, выпили. Он чудесный человек.

Должен сказать, что их с Лори шоу весьма популярно в России. Более того, многие российские мастера стендапа до сих пор не стесняются копировать оттуда идеи

Это шоу было чистой импровизацией – от и до. Я была молодая, было немного страшновато, но очень весело. Здорово, что я приложила руку к части сценария этого проекта.

Вас можно назвать человеком, который активно интересуется политикой, социальными проблемами?

Да, если вы работаете в театре, вас должна интересовать общественная жизнь, чтобы быть на одной волне со зрителем, чтобы была обратная связь с аудиторией. Я не вовлечена в политику активно, но люблю быть в курсе новостей. Я верю, что искусство может быть голосом людей. К примеру, я езжу в Африку и преподаю театральное искусство молодым людям, у которых нет никакого опыта. Знаете, у них очень короткие постановки. Когда я спросила почему, мне ответили: "Нужно успеть сыграть, прежде чем полицейские постучат в дверь".

Голос людей – это очень важная вещь. Думаю, в вашей стране дело с этим обстоит не лучшим образом? Демократия – это ведь очень важная вещь, но сложно понять, что такое "демократия в России". Настоящая демократия – когда есть свобода слова. У вас есть свобода слова?

Положа руку на сердце, трудно так сказать, не соврав.

Вот видите, иногда мы переживаем не самые лучше дни. И театр в том числе.

В данном контексте не могу не задать еще один вопрос о личности, с которой во многом связана история и Великобритании, и России. Как вы оцениваете правление Маргарет Тэтчер? Для Британии и для мира это было скорее добро или зло?

Я бы не хотела использовать слово "зло" в противовес "добру", но мне не нравилось то, что она делала, хотя я понимаю, что иногда изменения должны происходить. Она не всегда была права, но сказать, что она была плохой, слишком просто. Она-то думала, что была хорошей. Тэтчер не была женщиной как таковой – она была женщиной, которая превосходила мужчин. Некоторые ее нововведения были полезны и для страны, и для мира, но мы это понимаем только сейчас, спустя время.

Но я должна заметить: люди не должны праздновать чей-то уход из жизни. Эти акции – это позор, конечно, для Британии. Это незрелые поступки. Нужно все-таки взрослеть. У кого была здесь власть, когда правила Тэтчер?

Михаил Горбачев.

Да, точно, Горбачев. В Великобритании его обожают. Но я не думаю, что миссис Тэтчер много сделала для его страны. Разве у них были хорошие отношения?

Ну, в одном из последних интервью он заявил, что они всегда находили общий язык и что именно благодаря Тэтчер закончилась холодная война.

Да, вот поэтому я и говорю: в ней было как хорошее, так и плохое. Наверное, она сделала больше хорошего для мира, чем для своей страны.

Последний вопрос: если бы у вас была возможность вернуться в начало жизненного и творческого пути, какой бы главный совет вы себе дали?

Никогда не играй то, что ты не хочешь играть! И слушай свои инстинкты!

Выбор читателей