Миллионы россиян выдавят с работы

Мы скатываемся до уровня самых неразвитых стран - Африки и Латинской Америки, где в нелегальном секторе трудятся 80% населения


ФОТО: ИТАР-ТАСС



На круглом столе "Серый труд и серые зарплаты: в тени регулирования", посвященном недавнему заявлению Ольги Голодец о 38 миллионах из 86 миллионов россиян, которые трудятся неизвестно где и не платят налогов, выяснилось, что виноваты в этом вовсе не работники. "Люди выдавливаются из сферы легального труда, подчеркиваю: выдавливаются, а не то чтобы они специально шли в теневой сектор и находили там счастье. Россияне мечтают о том, что наступит тот момент, когда они вернутся к жизни на свету", - считает директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

Он подчеркнул, что во всех странах есть теневой сектор. В странах Западной Европы и США он не превышает 15%. В странах Восточной Европы и странах СНГ неформальный сектор занимает от 15% до 30% трудового рынка. Очень высокий уровень - выше 30% - наблюдается в отсталых странах Африки и Латинской Америки? здесь он порой доходит до 80%.

Из этой статистики видно, что Россия по числу трудовых нелегалов относится к третьей группе, то есть к числу самых неразвитых стран. На вопрос "Yтра", догоним ли мы страны-рекордсмены и достигнет ли количество наших неформалов 80%, профессор Российской экономической школы Ирина Денисова ответила, что число нелегалов в России вряд ли превысит отметку в 50%.

По мнению же Владимира Гимпельсона, Россия как раз уверенно движется к 80%: "Происходит сжатие корпоративного сектора, и это сжатие выталкивает людей в неформальный сектор. Сейчас крупные и средние предприятия еще сбросят людей. Темпы создания рабочих мест у нас в стране в полтора раза ниже, чем в развитых странах, а вот процесс ликвидации сопоставим".

Ежегодно в России создается 4 млн рабочих мест, а ликвидируется значительно больше. В период с 2000-го по 2011 г. из формального сектора в неформальный было выдавлено 8,5 миллионов человек, и если бы они не пошли работать нелегально, то просто были бы безработными, считает Владимир Гимпельсон. Особенность нашего неформального сектора - его неоднородный состав. Трудиться неформально в России могут и профессора, и строители, и люди вообще без образования.

Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков считает, что именно нежелание части образованных людей в 90-е годы переходить в неформальный сектор экономики вынудило их уезжать в США и Европу.

Эксперты выяснили, как живет в России средний трудовой неформал. А живет он, как выяснилось, так себе - зарплата у него, в среднем, на 20% ниже, чем у легального работника. Правда, многие неформалы и работают меньше - просто нет заказов. Другие, впрочем, наоборот, трудятся в поте лица. Но зарабатывают все равно меньше, чем работники, оформленные по трудовой. А выше, чем в легальном секторе, имеют доходы, в основном, только те, кто работает на себя, то есть имеет свой собственный маленький бизнес. Однако структура отечественного неформального сектора такова, что большинство людей в нем работают по найму.

Это отличает нас, например, от стран Латинской Америки, где 90% неформалов работают в собственных микроскопических предприятиях, рассказали эксперты. Менять плохой инвестиционный климат на хороший, бороться с коррупцией, снижать цены на электроэнергию - именно эти факторы, по мнению участников круглого стола, позволят открывать на местах малые и средние предприятия, которые, в свою очередь, увеличат количество рабочих мест. Но это, как говорится, теория. На практике же государство, скорее всего, пойдет другим путем - начнет вдалбливать в головы бестолковым согражданам, что "серым" работникам не будет никаких пенсий, так же как и медицинского обслуживания. А если и будет, то в минимальном объеме: "Люди должны платить взносы в систему медицинского страхования. А у нас часть людей уклоняется. Конечно, налоговая будет работать", - подытожил эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.

Выбор читателей