Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Хроника второго дня
Слушания проходят с гораздо меньшим ажиотажем, чем накануне. Зал заседаний и зал трансляции для прессы наполовину пусты. Никаких дополнительных кордонов полиции у здания суда нет. На улице стоят несколько одиночных пикетчиков.
Заседание началось с допроса ключевого свидетеля обвинения - экс-главы "Кировлеса" Вячеслава Опалева, которого ранее осудили на четыре года условно по этому же делу. Опалев заявил, что знает Алексея Навального по работе в "Кировлесе". "Отношений у нас никаких", - цитирует свидетеля РАПСИ. Да и основания оговаривать подсудимого - тоже.
По словам Опалева, курировали "Кировлес" власти Кировской области. В 2009 г. у предприятия было 36 филиалов, финансовое положение - "нельзя сказать, чтобы совсем было плохое, в принципе, финансово устойчивое, долгов по зарплатам не было". Цена леса определялась по среднерыночной стоимости. Основными клиентами были ОАО "Волга", ОАО "КМДК". Остальных Опалев не помнит. "Я уже много всего не помню", - добавил он. После этих слов в зале раздался смех.
С Петром Офицеровым экс-глава "Кировлеса" познакомился в Кирове. "Думал, что он - представитель фирмы, которая будет закупать лес, причем не только у нас". Навальный, как утверждает Опалев, представил Офицерова "как человека, интересующегося продукцией".
Условия договора с ВЛК, по словам Опалева, были странные. На это же якобы указывали и специалисты. В договоре, по словам экс-директора "Кировлеса", не была прописана цена, хотя на самом деле (так говорится в обвинительном заключении) она указывалась в приложении. Положения договора составлял Офицеров, который, по словам Опалева, оказывал на него давление. "Все кивал наверх, там все согласовано, давай не будем", - заявил свидетель.
Планировалось, что Офицеров найдет "Кировлесу" новых клиентов, но в итоге пришлось перезаключать все договора через "Вятскую лесную компанию", которая стала посредником ("прокладкой", как выразился Опалев).
Первый раз Опалев встречался с Навальным еще в 2008 г., до того как тот стал советником губернатора Никиты Белых. По словам свидетеля, потери с каждого кубометра леса из-за договора с ВЛК составляли около 700 рублей. "Предприятие было живое, в 2009 году нам помешали работать", - утверждает свидетель. Офицеров активно критиковал "Кировлес", что возмущало Опалева: "Они сидели вместе с Навальным и поливали грязью весь наш коллектив".
Прокурор признал, что Опалев допустил ряд противоречий, многое просто забыл, поэтому, по словам обвинителя, нужно огласить его показания, данные на этапе предварительного следствия. Адвокат Светлана Давыдова возразила: защите не дали возможность допросить свидетеля. Да и вообще, плохая память Опалева - не повод оглашать его показания. Судья Блинов согласился.
Прокурор вернулся к допросу: "В адрес кого поставлялась продукция?" "Не помню", - ответил свидетель. На вопрос о долге перед ВЛК перед "Кировлесом" Опалев сказал: "Точно не помню, но было восемь миллионов долга".
Слово берет Навальный: "С моей точки зрения, эти показания давались под диктовку следователя". Подсудимый не верит в плохую память Опалева и напоминает, что тот сам давал показания перед судом всего три месяца назад, после чего получил условный срок. Оглашение показаний станет для Опалева подсказкой, считает Навальный.
Суд с Навальным не соглашается. После этого прокурор начинает монотонно зачитывать показания Опалева. Навальный против. По его словам, прокуроры просто напоминают Опалеву о несоответствии в его показаниях.
После более чем двух часов зачитывание показаний закончено. Опалев свои показания подтверждает. Прокурор спрашивает его в третий раз, кто велел создать ВЛК. Защита считает все формулировки наводящими - каждый раз прокурор говорит "действительно ли Навальный". Опалев отвечает, что не помнит. Собравшиеся смеются: после третьего раза он мог бы и выучить, что говорить.
Защита Навального заявила о незаконности действий судьи, который, по мнению адвокатов, нарушил принцип равноправия сторон. Навальный, в свою очередь, пошутил, предложив огласить показания Опалева в четвертый раз, чтобы тот, наконец, все запомнил. И заметил, что таким образом суд лишил его возможности эффективно допросить ключевого свидетеля.
Оппозиционер начинает опрашивать Опалева: каково было финансовое положение "Кировлеса". Тот отвечает, что успешное (хоть раньше он и говорил о долгах). На многие вопросы Опалев вновь не может ответить, ссылаясь на плохую память, и предлагает ознакомиться с показаниями. "Вячеслав Николаевич, либо отвечаете на вопрос, либо не помните. Ссылаться на дело не нужно", - убеждает судья Опалева.
"Вы брали кредит на выплаты зарплаты?" - спрашивает Опалева Навальный. - "Да". "Это ли не свидетельство кризиса предприятия?" - "Когда брали кредит, оно не было в кризисе. 50 миллионов рублей составлял кредит", - добавил он.
Диалог продолжается: "Сколько заготовили древесины?" - "Не помню". "Сколько она стоила?" - "Не могу сказать". "Сумма дебеторской задолженности?" - "Тоже не помню". "Вы же мне писали, что это больше 200 миллионов рублей на 2009 год?" - "Да".
"В 2008 году оборот Кировлеса был 1 миллиард рублей. В 2009-м - 700 миллионов. На этом фоне перечисление ВЛК являлось значительным?" - спрашивает Навальный. Опалев молчит, на его защиту встает прокурор.
Навальный: "Я вам когда-либо какую-то выгоду обещал, подарки, деньги, что-то еще?" Опалев: "Все, что обещали, - оказывать содействие предприятию". Навальный: "Я сначала рассказал о преступном замысле с ВЛК или сначала познакомил в Офицеровым?" И снова Опалев не помнит.
"Вы выводите меня из равновесия", - жалуется свидетель. Навальный отвечает: "Вы обвиняете меня в чем-то, за что мне грозит до десяти лет лишения свободы. Вы извините, конечно, но все эти вещи мне крайне важны".
"Когда ВЛК покупала продукцию ниже низшего порога?" - спрашивает Навальный. "Не помню", - отвечает Опалев. "Она покупала дешевле всех?"-- "Не могу сказать". "Расскажите, при каких обстоятельствах я убеждал вас делать поставки только ВЛК. Принуждение в чем выражалось - уволю, съем?" - "Нет, съесть не обещали. Говорили об оказании помощи предприятию".
"Если я вам сделал шокирующее криминальное положение, почему вы не выясняли, есть ли у меня на это вообще полномочия?" - спрашивает оппозиционер. Опалев молчит.
"Кто вас отстранил от должности?" - "Губернатор. По вашему предложению". "А почему? Не потому ли, что ваше предприятие торгует лесом за наличные и не хочет переходить на нормальный безналичный расчет?" - "Я не помню, как там было сформулировано".
Навальный просит рассказать, что ему известно об уголовном деле в отношении Опалева. Свидетель заявляет, что не намерен отвечать на вопросы по этому уголовному делу.
Оппозиционер обвиняет Опалева в лжесвидетельстве. "Я подтверждаю свои показания на стадии следствия. Я считаю, что Опалев заключил незаконный договор с компанией "Кировлеспроект", в которой участвует его сын. Мы возбудили уголовное дело, и я считаю, что оно было незаконно закрыто, а Вы даете здесь лжепоказания, хотя должны были быть под конвоем", - заявил он.
День первый: Навальный не признал вину
Накануне Ленинский районный суд Кирова отказался вернуть в прокуратуру дело "Кировлеса". Сторона защиты настаивала на том, что следствие допустило ряд серьезных нарушений, однако судья с этими доводами не согласился. После этого защита Навального заявила отвод суду, однако и это ходатайство суд отклонил. Затем адвокаты Навального и Офицерова обратились с еще одной просьбой - о возвращении дела в прокуратуру. Прокурор, в свою очередь, никаких нарушений не нашел.
Сам Навальный заявил, что позиция обвинения ему непонятна. Кроме того, оппозиционер указал на вероятный мотив оговора ключевого свидетеля обвинения - Опалева, который ранее уже был осужден по этому делу. "Важнейшая причина дела - вытеснение меня из легального политического поля", - сказал он. По словам Навального, его преследуют за расследования в отношении политического руководства и госкомпаний, опускание политического рейтинга "Единой России", а также ради недопущения дальнейших расследований. "Виновным себя не признаю. Мои преследователи рано или поздно понесут наказание", - заключил создатель "РосПила".
Ни одного оправдательного приговора
Процесс в Кирове проходит при повышенном внимании прессы, оппозиционных и прокремлевских активистов, а также усиленном режиме работы сотрудников правоохранительных органов.
На прошлой неделе судья Сергей Блинов, удовлетворив ходатайство защиты, дал время новому адвокату Сергею Кобелеву ознакомиться с материалами дела и перенес слушания на неделю.
Многие эксперты и представители общественности считают дело "Кировлеса" попыткой дискредитировать члена КС оппозиции. В середине марта члены Совета по правам человека при президенте РФ подготовили документ в защиту Навального. В его проекте говорится, что уголовные дела против оппозиционера возбуждены с целью оказать на него давление.
Что касается судьи, ведущего заседания по делу "Кировлеса", ранее телеканал "Дождь" озвучил любопытную статистику. Сергей Блинов за последние 2,5 года рассмотрел свыше 130 уголовных дел. За это время он не вынес ни одного оправдательного приговора.
Марафон уголовных дел и доказательства невиновности
Сам Навальный еще некоторое время назад выступил с доказательствами своей невиновности. В своем блоге он опубликовал полное обвинительное заключение с комментариями. Материалы по делу "Кировлеса", доступные любому желающему, выложены здесь.
Стоит напомнить, что в отношении Навального в России в настоящее время расследуется еще несколько уголовных дел. Создателя "РосПила" и его брата подозревают в мошенничестве на 55 млн руб. по так называемому "почтовому делу", и отдельно только Алексея Навального - в хищении денег Союза правых сил. Также Навальный проходит свидетелем по делу о беспорядках на Болотной площади.
Стало известно, что творили украинские девушки
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче