Социализм ведет Европу к краху

За неудачников, не способных собственными силами обеспечивать себе европейский образ жизни, снова придется заплатить тем, кто еще в состоянии много и продуктивно работать


ФОТО: AP



Европейский экономический кризис далек от своего завершения, и даже наметившиеся улучшения в ситуации на европейском финансовом рынке не могут пока свидетельствовать о переломе негативной тенденции. К такому выводу в своей колонке в газете "КоммерсантЪ" пришел экс-министр финансов РФ, а ныне председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.

По его мнению, основным препятствием на пути выхода из кризиса может оказаться чрезмерная долговая нагрузка ряда европейских стран. "Для целей экономической политики традиционно - даже в период активного экономического роста - нормальным является дефицит бюджетов (ведущий к нарастанию госдолга) не более 3% ВВП. Тогда стоило бы озадачиться вопросом: когда же долг, став значительным, будет уменьшаться - в период падения экономики?!" - замечает Кудрин.

Одной из основных причин сложившейся ситуации, по его мнению, могут являться ошибки в реализации модели построения социального государства. "По моему мнению, ошибочными являются не сами цели социального государства, а те параметры их достижения, которые позволили себе развитые страны под нажимом политических, зачастую популистских, требований, - считает экс-министр финансов. - Возможности значительного наращивания потребления базировались исключительно на стабильной кредитной истории этих стран и готовности мировых инвесторов их кредитовать".

Действительно, популярная в последнее время в Европе социалистическая идея, предполагающая огромные расходы на всевозможные пособия и материальную поддержку части населения, не производящего никаких материальных благ (мигрантов, беженцев, безработных и т.п.), в условиях общего старения населения, не могла не привести к кризису. Долгое время растущие расходы на поддержание социальной модели компенсировались за счет заемных средств, так как страны ЕС всегда рассматривались как предпочтительные заемщики.

Какое-то время это действительно было так. По крайней мере, до той поры, пока основные экономические локомотивы ЕС с современными высокопроизводительными экономиками оставались в состоянии поддерживать общую стабильность Евросоюза. Однако расширение ЕС за счет слабых в экономическом плане государств, приток не желающих участвовать в экономических процессах беженцев и растущая социализация в конечном счете переломили сложившийся баланс. В довершение всего грянул глобальный экономический кризис, подорвавший возможности доноров европейской социалистической системы. В результате все большую роль в ее поддержании начинали играть заемные средства, что в конечном счете и привело к нынешнему кризису.

Примечательно, что одно из все более популярных решений проблемы рассматривается возможность фактического списания этих долгов. "Всерьез обсуждается поиск меньшего из зол: или повышение инфляции, или управляемая реструктуризация долгов, включающая как списание, так и выпуск долгосрочных (100 - 500-летних) облигаций", - написал в своей колонке Алексей Кудрин.

Очевидно, что такое решение будет выглядеть примерно в том же духе, что и сама недальновидная политика руководства ЕС в отношении стран-иждивенцев, собственно и приведшая к кризису. То есть, по сути, в очередной раз предлагается, что за неудачников, не способных собственными силами обеспечивать себе европейский образ жизни, снова придется заплатить тем, кто еще в состоянии много и продуктивно работать.

"К сожалению, сама дискуссия об этом усиливает кризисное поведение участников рынка, - выразил мнение Кудрин. - Допущение того, что странам не придется рассчитываться по своим долгам, может дестабилизировать рынок само по себе. Кроме того, действия ЕЦБ могут натолкнуться на политические ограничения, поскольку основную цену за такую поддержку стран-иждивенцев несут более здоровые страны - если и не напрямую, то через инфляцию или списание".

Выбор читателей