Российские власти сберегут деньги автомобилистов

Правительство не намерено резко повышать акцизы на бензин классов "Евро-4" и "Евро-5". Рост фискальных сборов будет, но постепенный и незначительный, он не сильно скажется на конечной цене топлива, пообещал Дворкович


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Правительство не намерено резко повышать акцизы на бензин классов "Евро-4" и "Евро-5". Рост фискальных сборов будет, но постепенный и незначительный, он не сильно скажется на конечной цене топлива, пообещал журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович. Правда, тут же оговорился, что окончательное решение по данному вопросу еще не принято. На его выработку дано еще несколько дней, "но в целом поддержан предложенный Минэнерго компромиссный вариант, небольшое дополнительное повышение". "Не буду называть конкретные цифры, потому что условия налоговой политики договорились рассматривать на следующем заседании правительства", - пояснил Дворкович.

Напомним, с инициативой повысить акцизы на бензин высоких классов в апреле выступил Минфин. Соответствующее предложение содержится в разработанном ведомством проекте основных направлений налоговой политики РФ на 2014 - 2016 годы. При этом годом ранее само ведомство добилось налоговых преференций для "Евро-4" и "Евро-5". Ставки акциза на бензин класса 3, а также на "внеклассовый" бензин были повышены на 6,5% и 6,8% соответственно, на бензин класса 4 сохранены на прежнем уровне, а для класса 5 даже были уменьшены на 24,6%.

Тогда свою позицию Минфин объяснил необходимостью стимулировать подобным образом отечественные предприятия к выпуску высококачественного топлива. И эта цель, если верить главе ведомства Антону Силуанову, была достигнута. По его словам, уже скоро второго и третьего класса бензина в России не останется. У экспертов рынка несколько иное мнение на это счет. Да, с января 2013 г. продажа "Евро-2" в России официально запрещена, но не производство. И это топливо все равно будет где-то продаваться. Возможно, оно будет смешиваться с более высококачественными собратьями или просто увеличится объем продаж контрафактного бензина, который будет уходить на те АЗС, которые меньше следят за качеством, предполагают специалисты. И хотя с увеличением в стране автопарка иномарок спрос на высококачественное топливо, безусловно, растет, за пределами больших городов "внеклассовый" бензин по-прежнему достаточно популярен.

А вот с тем, что в результате введенных преференций оскудели дорожные фонды, на пополнение которых направляются сборы от акцизов, спорить трудно. По оценкам Минифина, они недосчитаются 100 млрд рублей. Так что, в любом случае, пришла пора задуматься о пересмотре "высококлассных" льгот, решили в ведомстве. И предложили в 2014 г. подтянуть акцизные ставки на "Евро-4" до уровня "Евро-3", а течение трех лет уравнять все акцизы. Но! Любое повышение тарифов на бензин неминуемо влечет за собой рост цен во всех других областях. А инфляция в России и без того категорически не желает укладываться в прокрустово ложе официальных прогнозов. Поэтому позиция правительства в данном случае вполне понятна. Тем более что реальное воздействие подобных мер на качество строительства дорог в стране также вызывает сомнения. Причем, не только у независимых экспертов.

Еще в апреле инициативу Минфина раскритиковала Федеральная антимонопольная служба. Средств у дорожных фондов достаточно, просто использовать их нужно эффективнее, например, проанализировать уровень цен на ремонт и строительство новых дорог, намекнули в ФАС. Говорить же о выравнивании акцизов преждевременно: соответствующая дифференциация по классам экологичности топлива необходима, чтобы стимулировать углубленную переработку нефтепродуктов. В России глубина переработки составляет примерно 71%, тогда как в США и странах Европы 90 - 95%. "Это очень низкий уровень, мы существенно отстаем", - пояснил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Выбор читателей