Канн-66: трудно быть подростком

Фильм Софии Копполы вызвал ажиотаж публики, но разочаровал, хотя дочь великого режиссера пытается доказать состоятельность. А лишенный комплексов Франсуа Озон шокировал зрителей подростковой драмой


ФОТО: Mars Distribution



Фестивальная жизнь в разгаре, но для кинообозревателей она проходит в темноте зрительных залов. Посмотреть хочется все и сразу, но, говоря о рецензиях, приходится выбирать или громкие имена из разных конкурсов, или писать о том, что понравилось. В нынешнем году я не могу сказать, что что-то особенно приглянулось, но впереди еще многодневная гонка, надеюсь, дело дойдет и до шедевров. Большому числу просмотров по-прежнему способствует холодная и дождливая пора, так что все залы переполнены. Оваций, правда, еще ни разу не было. Хорошо, что фильмов много, так что даже есть возможность классифицировать их по темам, и в данном случае речь идет о подрастающем поколении.

Юная и прекрасная (Jeune&Jolie), Франция, 2013
Режиссер: Франсуа Озон
В ролях: Марина Вакт, Шарлотта Рэмплинг, Фредерик Пьеро
Основной конкурс

В наш отечественный прокат картина выйдет под названием "Всего 17". В России любят Озона, хотя каннские отборщики его не очень жалуют - всего лишь вторая лента за последние лет 10 попала в конкурс. Режиссер знаменитый, практически лицо современного французского кино, но темы поднимает вечно какие-то неприятные, провокационные. На сей раз речь идет о том, что подрастающие дети – совершенно непредсказуемые существа. Кто вырастет из вашего вчерашнего пупсика – ангел или бесенок - предсказать невозможно в принципе.

Героиня, которую играет 23-летняя Марина Вакт, по сценарию еще тинэйджер, страстно желающая познать всю гамму чувственных удовольствий и поскорее лишиться девственности. Что, как мы знаем, незаконно. Она очень красива – этакий рафинированный сплав юных Джулии Робертс с Хилари Суонк, типичная созревшая нимфа из элитных слоев общества. Родители богаты, девочка учится в сорбоннском колледже, все у них хорошо, но вот поди ж ты – воспитание не в прок, мысли все только о запретном. Лишившись таки по случаю невинности с соседским пареньком, на курорте, прямо на пляже, по возвращении в Париж нимфетка становится ночной феей. Изабель придумывает себе псевдоним Лея, и втайне от родителей начинает вести жизнь call girl по индивидуальной программе, причем не столько ради денег, сколько по внутренней потребности, фактически для удовольствия. Мне не очень понравилось, что в этой картине Озон вступает на скользкий путь – проблема только обозначена, без намека на решение.

Режиссер, всю жизнь изучающий разного рода извращения, в том числе и особенно – ментальные, довольно тонко подмечает устами одного клиента (это можно считать девизом картины): "Рute un jour, pute toujours". По-нашему это звучит не в рифму, и выражает примерно ту мысль, что случайно проститутками никто не становится, это женское призвание, которое или есть или нет. Собственно, весь фильм развивается мысль, что от среды или воспитания сексуальные пристрастия подростков совершенно не зависят. По виду – гений чистой красоты, внутри — законченная шлюха, и наоборот. Обычное дело, как бы мама с парой ни старались, какие бы слова ни говорили, в какие бы театры и секции ни водили. И что с этим всем делать не могут понять ни родители, ни психологи. Ни зрители, вообще никто.

Секс, вернее гормональная потребность и зависимость от него – это доступный вид тяжелого наркотика, к тому же (с определенного возраста) абсолютно легитимый и абсолютно для всех. Такой немудреный вывод в ленте Озона сделан с помощью весьма откровенных сцен, как всегда у этого автора, что, возможно, может шокировать даже искушенную публику.

Но в целом картина оставляет впечатление некоторой вторичности (прямая сюжетная аналогия с "Дневной красавицей" Бунюэля) и недосказанности. Раскрывать секрет, почему возникает подобное ощущение, не буду, чтобы не было спойлера. Кино, безусловно, стоящее, но в призах может оказаться разве что исполнительница главной роли, да и то скорее за экстерьер.

Элитное общество (The Bling Ring), Сша, 2013
Режиссер: София Коппола
В ролях: Эмма Уотсон, Исраэль Бруссар, Кэти Чанг
Программа "Особый взгляд"

Этим фильмом открывалась вторая по значимости программа на фестивале, и перед сеансом был огромный ажиотаж. Дочка Ф.Ф. Копполы сама по себе уже знаменитость и каждая ее новая работа достойна пристрастного взгляда. Но, по моему глубокому убеждению, которое лишь укрепилось после просмотра, не то чтобы, как говорится, на детях гениев природа отдыхает, но они редко сопоставимы.

У Софии был один удачный фильм, остальные - весьма посредственные. "Элитное общество" так просто смело можно отнести к числу откровенно слабых. Коппола сама написала сценарий по статье из модного журнала. Там речь шла о реальных преступлениях, которые несколько лет назад совершали калифорнийские подростки, залезая в дома знаменитостей и воруя там туфли от Лабутена, вкупе с прочими брендовыми шмотками houte couture.

Собственно, кино Копполы в лоб проиллюстрировало эту статью. Сначала школьники грабят дом Пэрис Хилтон. Куча шмоток, деньги в ящике, незапертый "порш" и ключи от особняка под ковриком. Радости полные джинсы, сумки "биркин" и очки "прада" теперь на бывших лохушках. Фотки в инстаграме и на фэйсбуке, идиотские, соответсвующие уровню безмозглых тинейджеров. Наворованное иногда сдается за бесценок барыгам, деньги тратятся в клубах на легкую наркоту. О`кей.

Потом то же самое происходит в особнячке Линдси Лохан. Эту я еще знаю... Эпизод третий, но не последний - столь же легкое ограбление еще какой-то, мне уже неведомой "селебрити". Пробивается адрес через Интернет и айда. Затем эпизоды четыре и пять. Все то же самое: шмотки, часы, машина, очки, сумки и прочая дрянь. Названия брендов взрывают мозг. Ну как в журнале и было написано, видимо. Это же еще и скрытая реклама.

Скучища смертная, отношения внутри компании на уровне стайки крикливых сорок. И так полтора часа. В конце приезжает полиция и всех вяжут. Там же камеры везде понатыканы, у звезд-то. А старшеклассники и не в курсе, тупые.

Слезы, штрафы, сроки. Основная мысль проста, как две копейки: гламур - бяка, сладкая жизнь - еще большая бяка, а обществу наплевать. Куда смотрят родители? Зависимость от глянцевой индустрии - род наркомании. Ай-яй-яй.

Стоило вкладывать $20 миллионов, чтобы проиллюстрировать немудреный посыл резонерствующей журналистки и делать это кино? Вопрос риторический. Единственное, что интересно наблюдать в фильме: как изменилась главная героиня из "Гарри Поттера" Гермиона. Ну да, Эмма Уотсон стала сексапильной девушкой. Ну более-менее ничего. Скорее менее. Ради этого не стоило затеваться, к тому же она там играет даже не главную роль.

В общем, тест на вторую и все последующие картины София Коппола проваливает раз за разом, что обидно.

Выбор читателей