Шувалов не видит кризиса в упор

Правительство судорожно соображает, как обеспечить хоть какой-то более или менее заметный экономический рост. Но, как показывает практика, российский ВВП перестает расти в условиях стабилизации нефтяных цен


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Недавние прогнозы МЭР о возможности скорого вхождения российской экономики в полосу рецессии, похоже, вызвали у высшего руководства страны не самую благоприятную реакцию. Иначе нельзя объяснить, почему после появления этого прогноза из уст членов правительства последовали его опровержения, и в итоге рецессия сначала была заменена на стагнацию, а позже превратилась в экономический рост с "недостаточными" темпами.

Сказать свое слово о том, что в ближайшее время ждет российскую экономику, в четверг решил и первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов. "Рецессии в этом году не будет", – заявил он, отвечая на вопрос журналистов. В то же время, рост в пределах 2 – 3% вице-премьер счел недостаточным: экономике нужны новые драйверы и мотивы, дабы обеспечить "совершенно иные темпы роста".

Прокомментировал Шувалов и тему о возможном пересмотре суверенного рейтинга России. На днях замминистра финансов Сергей Сторчак сообщил, что представители одного из трех международных рейтинговых агентств прибыли в Москву для консультаций. По его словам, они заняты сбором информации, на основе анализа которой могут быть приняты решения по изменению суверенного рейтинга. Однако Шувалов вчера настаивал на том, что пересмотра рейтинга ждать не стоит: "У нас нет никаких дополнительных признаков, мы стали предупреждать экспертов и рейтинговые агентства о некоторых негативных последствиях, имея в виду низкие темы экономического роста". Сейчас, напомним, Россия имеет "стабильный" рейтинг от всех представителей "большой тройки" – Fitch, S&P и Moody's.

Основную проблему экономики России Шувалов видит в том, "многие теряют мотивы к дальнейшему продвижению". В стране наблюдается рост средней заработной платы, правительство принимает меры к повышению зарплат бюджетников, и поэтому многие не видят стимулов к активной экономической деятельности.

В том, что первый вице-премьер "не увидел" кризиса в сегодняшней экономической ситуации, нет ничего удивительного. Недавно президент указал правительству на необходимость поддержания ежегодных темпов экономического роста в пределах не менее 5%. Едва премьер успел взять под козырек, как из недр МЭР начали поступать прямо противоположенные прогнозы. Ситуация осложняется тем, что 5%-й экономический рост, по всей видимости, действительно является необходимым условием, при котором могут быть реализованы обещания, данные Путиным накануне выборов. Поэтому его достижение было поставлено главой государства в качестве стратегической цели.

Не исключено, что именно по этой причине все разговоры о рецессии или стагнации довольно быстро стихли, а правительство принялось судорожно соображать, как обеспечить хоть какой-то более или менее заметный экономический рост.

Стабилизировавшиеся на уровне $100 – 105 за баррель мировые нефтяные цены способны обеспечивать экономике РФ балансирование на уровне нулевого или небольшого положительного роста. Однако основная проблема заключается не в том, свалится ли экономика в рецессию (скорее всего, этого не произойдет), а в том, что в условиях стабильно высоких цен на нефть она более не в состоянии демонстрировать приемлемых темпов роста. Как показывает практика, российский ВВП может расти только при постоянно растущих нефтяных ценах и теряет эту возможность при их стабилизации. Это объясняется особенностями действующей экономической модели, и изменить это правило можно только со сменой самой модели.

Выбор читателей