Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Сергей Гуриев. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
До сих пор мы наблюдали, в основном, бегство богатых. Стартовавший в начале нулевых процесс "равноудаления" олигархов породил волну новой эмиграции – поначалу это были очень богатые люди, вроде Гусинского и Березовского; потом – люди попроще, вроде владельца "Евросети" Евгения Чичваркина и банкира Павла Бородина. В конце концов практика перераспределения капиталов путем уголовной репрессии приобрела такой размах, что каждый уважающий себя бизнесмен научился оставлять солидную часть доходов вне досягаемости российского правосудия - просто на всякий случай. В итоге с этого года россиянам запретили получать деньги на счета в банках, находящихся за пределами страны, – штраф может составлять от 75% до 100% от полученной суммы, а в некоторых случаях – и до 200%. Сам собой, отбирать деньги гораздо проще, когда они лежат в банках, подконтрольных государству. Как результат – стагнирующая экономика и практически пересохший ручеек так называемых "иностранных инвестиций" (ни для кого не секрет, что основная масса этих денег на самом деле просто частичный возврат выручки, выведенной, ради безопасности, под иностранную юрисдикцию).
На фоне этой безрадостной картины Россия плавно переходит к следующему этапу развития – борьбе с инакомыслием.
У Гуриева нечего отбирать (научной работой он сможет заниматься и где-нибудь в Стэнфорде). И уезжает он, сделав выбор морального характера: давать показания в пользу вялотекущей экспроприации или избавить правоохранителей от возможности на себя давить. Тот факт, что его поставили перед подобным выбором, свидетельствует: государство перешагнуло еще через одну черту. Все-таки не голоштанного лидера "болотной" оппозиции начали таскать на допросы, а руководителя одного из ведущих вузов, члена советов директоров нескольких госкомпаний и до недавних пор весьма востребованного, в том числе и в Кремле, эксперта. Но, как показала перепалка генерала Маркина с экс вице-премьером Владиславом Сурковым, "незаменимых у нас нет".
И легким движением руки Гуриев превращается из уважаемого ученого в идеолога либерального заговора, а возглавляемая им РЭШ – в один из "ключевых интеллектуальных штабов монетаристкой экономической политики и антипутинских политических проектов", это нам политолог Сергей Марков объяснил. И теперь остается только гадать, рассуждает Марков, "дойдет ли волна до Чубайса, который сам молчит, но его люди активно выступают с политических антипутинских позиций? Тоннель наверх через Гуриева – он как далеко ведет в направлении Медведева? Дойдет ли до кого то из министров (Абызов, Дворкович?)? Если будут обрушения карьер политиков, ответственных и за экономическую политику и за антипутинскую политику, как Гуриев, приведет ли это к смене экономического курса правительства?"
Само собой, разоблачить антипутинский заговор в побиваемом всеми, кому не лень, правительстве Медведева – это надо очень постараться. Однако подлинный смысл мессиджа предельно доступен: государство начинает воспринимать любое инакомыслие как угрозу государственной безопасности, а любого свободно мыслящего гражданина – как потенциального врага. Инакомыслие приравнивается к нелояльности и недопустимо, даже если речь идет о разногласиях стилистического характера, существующих внутри чрезвычайно узкого круга элит. Сделанный в 2011 г. окончательный выбор в пользу идеологии охранителей предопределил дальнейшее развитие событий: борьба с врагом – как внешним, так и внутренним – становится основным инструментом сохранения политической стабильности.
В таких условиях грамотные, самостоятельные и способные оппонировать люди становятся опасны для власти. Востребованные специалисты переходят сначала в разряд "попутчиков", а затем и "вредителей". Самое время вспомнить печально известный тезис Сталина о том, что "по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться", выдвинутый на июльском пленуме ЦК ВКП(б) 1928 года. Так была дана отмашка и начался поиск врагов. Не замедлило и разоблачение "мощной вредительской организации": ОГПУ обнаружило заговор "Промышленной партии", объединившей более двух тысяч инженеров, которые путем экономического саботажа готовили почву для переворота. В 1930 г. перед судом предстали восемь человек, среди которых оказались ученые, ответственные работники Госплана и ВСНХ – оказывается, принимая участие в разработке пятилетнего плана, они отстаивали те идеи, которые замедляли бы темпы экономического развития. Честное слово – разработчикам "Стратегии 2020" впору как следует задуматься!
На самом деле отток наиболее эффективных специалистов из России уже давно идет полным ходом. "Мы ни за какие деньги не можем привезти в Москву сильных профессоров, – жалуется проректор РЭШ Константин Сонин. – Мы могли бы иметь в десять раз больше студентов, могли бы брать большую плату за обучение, но хорошего профессора экономики в Москву могут привести, в дополнение к хорошим условиям, только исключительные обстоятельства". Причем не одна только политика тому виной, признает экономист: жить в России вообще трудно. "Коррупция, "понаехали тут", "по понятиям" – в последние годы это все стало расти совершенно непропорционально ничему. Теперь у них там нет ничего, кроме коррупции и ничего, кроме понятий".
Те, кто способен выдержать конкуренцию на международном рынке труда, выбирают среду, более пригодную для обитания и тем самым ускоряют процесс деградации российского государства. Этот процесс развивается столь стремительно, что на горизонте начинает маячить следующий закономерный этап этого поступательного движения – переход к экономике, основанной на принудительном труде, и новый железный занавес, который предотвратит бегство человеческого капитала из России.
Страну ждут грандиозные перемены