Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Вице-премьер упрекнула коллег в превышении полномочий и пообещала, что будет категорически настаивать на включении в бюджет позиций, которые считает необходимыми. "Вам не кажется, что Министерство финансов берет на себя функции, не свойственные Министерству финансов? Вносить проект бюджета, расходящийся с принятыми в стране параметрами, вы просто не имеете права", – заявила Голодец во вторник на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Правда, принятые (точнее, заданные президентом) параметры настолько противоречивы, что сойтись с ними весьма затруднительно. Еще год назад Путин требовал, чтобы к 2015 г. бюджет стал бездефицитным. Однако, оглашая бюджетное послание в прошлом месяце, об этой цели в прежних формулировках он не сказал ни слова. Зато потребовал от правительства поддержки экономического роста за счет реализации его инаугурационных указов. Между тем уже совершенно очевидно, что доходы бюджета в 2014 – 2015 гг. будут намного меньше, чем предполагалось. А долгосрочные обязательства, в том числе социальные, назад не возьмешь. "Если денег на все не хватает, то нужно определить приоритеты", – посоветовал президент. Вот Минфин и пытается следовать совету. Правда, приоритеты оказались весьма специфичными.
К формированию расходов на ближайшую трехлетку министерство подошло творчески, отмечают эксперты "Центра развития" НИУ ВШЭ в своем традиционном экономическом бюллетене с говорящим названием "Новый КГБ" (комментарий о государстве и бизнесе). Был предложен "бюджетный маневр", означающий сокращение части расходов, которые уже были включены в бюджет в прошлом году, и появление ряда новых расходов. В 2014 г. масштаб маневра должен составить 641,9 млрд руб., из которых почти три четверти (73%) придется на сокращение трансфертов внебюджетным фондам, а остальное – на секвестр ранее выданных бюджетных обещаний.
Куда же пойдут эти средства? Вот тут наблюдать за маневрами Минфина становится особенно любопытно. Вырастут, кстати, в очередной раз расходы социальные. Так что грех госпоже Голодец так сильно жаловаться, хотя уж лучше бы и впрямь на сирот и инвалидов деньги потратили. Ведь больше всего увеличатся расходы на "силовой блок", на содержание госслужащих и на отдельные проекты (чемпионат мира по футболу, взносы в уставные капиталы, Федеральную целевую программу (ФЦП)). Как подсчитали эксперты, на "силовой блок", повышение зарплат госслужащим и ЧМ-2018 приходится не менее половины дополнительных расходов федерального бюджета. Еще 7% – на "иные" расходы", которые с большой вероятностью также относятся к расходам на оборону или правоохранительную деятельность. Таким образом, увеличение расходов на "силовой блок", а заодно и зарплаты госслужащих, и составляет основное содержание предлагаемого Минфином "бюджетного маневра", отмечают аналитики.
Компанию чиновникам и силовикам составят новые мегапроекты, такие как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань и ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья". На настоящий момент для их финансирования уже найдено около 80 млрд руб. в 2014 г., причем исключительно за счет сокращения расходов на образование и здравоохранение под разными благовидными предлогами. "Таким образом, второй "бюджетный маневр" Минфина, еще не до конца допроектированный, заключается в финансировании "проектов века" за счет сокращения расходов на человеческий капитал", – говорится в обзоре НИУ ВШЭ.
Вот что еще примечательно. Ранее руководитель Минфина Антон Силуанов в числе прочего предлагал перенести часть оборонных расходов на период после 2016 года. Но в бюджетной конструкции, направленной в Думу для подготовки "нулевого чтения", такого пункта не оказалось. Хотя эта статья расходов, пожалуй, наиболее часто подвергается критике экспертов и наиболее безболезненно поддается секвестру.
И, наконец, в проекте бюджета не нашлось места для увеличения поддержки региональных бюджетов, исполнение которых в текущем году осложняется резким падением поступлений налога на прибыль (минус 20% за первые пять месяцев). Нет никаких гарантий, что ситуация с доходами регионов кардинально улучшится, а вот выполнять пункты указов президента Путина о повышении зарплаты в образовании, здравоохранении и управлении им придется. Очевидно, в этой ситуации регионы будут сокращать другие виды расходов, прежде всего, инвестиции, резюмируют специалисты "Центра развития".
На Западе полагают, что город скоро отойдет под контроль России
Тегеран опасается последствий после прихода республиканца к власти