Толстяков теперь можно мучить

Химическая стимуляция открытого американскими учеными гена Rev-erb-альфа позволит полным людям дольше не уставать при занятии спортом и расстаться с лишними килограммами в кратчайшие сроки

ФОТО: depositphotos.com

Международная группа медиков разработала препарат, который поможет полным людям не уставать во время физических нагрузок и быстрее сбросить вес, пишет Nature Medicine.

Разработка появилась благодаря открытию исследователей: они обнаружили в клетках мускулов ген Rev-erb-альфа, управляющий метаболизмом и помогающие активнее сжигать жир. Химическая стимуляция гена позволяет полным людям дольше не уставать при занятии спортом.

Рецепторы Rev-erb-альфа обнаружил ученый Томас Баррис из НИИ Скриппса в городе Юпитер (США), сравнив мышечную ткань стройных и тучных грызунов. В частности, были отличия в генах, управляющих митохондриями.

Обычно при наличии ожирения митохондрии в мышечной ткани неэффективно сжигают калории, вследствие чего животное полнеет. Ученые установили, что в мышцах тучных грызунов было меньше рецепторов Rev-erb-альфа. Они распространены в жировых и печеночных клетках. Их основная задача - метаболизировать сахар, контролировать поглощение кислорода и питательных веществ.

Если "отключался" ген Rev-erb-альфа, то грызуны теряли выносливость, так как их мышцы содержали на 40% меньше митохондрий и окисляли глюкозу с недостаточно высокой скоростью. Если же мышей кормили препаратом, стимулирующим выработку Rev-erb-альфа, начиналось активное развитие мышечной ткани - мыши уже бегали на 50% дольше обычного.

Полученные результаты позволяют использовать это лекарство для помощи полным людям, которые пытаются сбросить лишний вес при помощи аэробики, бега и зарядки, влияя на их ДНК.

Споры о возможности искусственного изменения ДНК человека идут уже давно. Ученые, политики и представители общественности спорят о пользе и этичности генетического конструирования, однако эта область медицины развивается семимильными шагами.

Например, в Великобритании собираются узаконить процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с использованием генетического материала, полученного от трех родителей. Соответствующий законопроект правительство подготовит уже к концу года, он будет представлен на рассмотрение парламента в 2014 году.

Трехстороннее искусственное оплодотворение даст возможность выбора женщинам с генетическими дефектами, которые смогут рожать здоровых детей. Речь идет о дефектах в митохондриальной ДНК, передающихся по женской линии, которые приводят к достаточно редким, но катастрофическим по своим последствиям заболеваниям. Такие дефекты встречаются один раз на 6,5 тысяч зародышей, они приводят к слепоте, мускульной атрофии, остановке сердечной деятельности и летальному исходу.

Суть метода заключается в замене проблемного участка ДНК цепочкой, полученной от третьего донора, в геноме которого нет дефекта. Метод позволит исправить гены зародыша, однако возникает ряд юридических проблем: ведь речь идет не об усыновлении, а о физическом наличии в ДНК ребенка наследственного материала трех родителей.

Ряд общественных и религиозных организаций Великобритании уже протестует против принятия нового закона. По мнению противников нового метода, его легализация откроет путь к массовому вмешательству в наследственный код человека.

Изменяя ДНК, можно влиять не только на здоровье человека, но и на внешние данные, интеллект и даже на склонность к милосердию.