Безработица готовится выйти из тени

Есть много факторов, которые свидетельствуют о том, что обстановка на российском рынке труда вовсе не так безмятежна, как кажется представителям власти. Да и безработица опять растет


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Одна из основных целей председательства России в G20 – стимулирование роста числа рабочих мест, напомнил на этой неделе президент РФ Владимир Путин в своем приветствии участникам встречи министров труда и занятости стран "Группы двадцати" с социальными партнерами. Любая стратегия развития экономики нереализуема без адекватной политики по развитию человеческого капитала, а задачи создания рабочих мест нельзя решать в отрыве от задач экономического развития страны, говорится в приветствии.

Ситуация с занятостью сейчас действительно сложная. По оценке Международной организации труда (МОТ), на данный момент в мире насчитывается порядка 200 миллионов безработных. Россия на этом фоне, казалось бы, выглядит неплохо – уровень безработицы находится на минимальной отметке. Но, опять же, официально. Реальные показатели, по оценкам той же МОТ, заметно выше. В частности, процветает скрытая безработица, когда формально люди считаются занятыми, но зарплаты по тем или иным причинам не получают. Есть и другие факторы, которые свидетельствуют о том, что обстановка на российском рынке труда вовсе не такая безмятежная, как любят говорить представить власти.

Накануне ВЦИОМ опубликовал результаты очередного исследования, согласно которым проблема безработицы за последний год стала для россиян более актуальной: соответствующий индекс вырос с -46 до -25 пунктов. А почему? Да потому, что стало больше респондентов, в окружении которых есть люди, потерявшие работу за последний год. Их количество выросло с 26% до 36%, тогда как число участников исследования, у которых нет таких знакомых, наоборот, сократилось с 72% до 61%. О том, что в их окружении есть безработные, чаще всего сообщают жители малых городов и сел (41-42%), а также 45-59-летние (41%).

Эту тенденцию подтверждают и последние статистические данные: согласно свежим выкладкам Росстата, в июне в России было 4 млн 89 тыс. безработных, или 5,4% от экономически активного населения. Это на 2,7% больше, чем год назад, и на 4,7% превышает майский показатель.

Правда, беспокоиться по поводу возможной потери работы россияне пока предпочитают молча. Безработица представляет тему для обсуждения для 52% респондентов (год назад эту проблему обсуждали 53% граждан). При этом 39% лично участвуют в этих разговорах, 13% – замечали, что об этом говорят в их окружении. Наиболее активно обсуждают возможную потерю работы жители сел (45%).

Еще одна проблема – большой объем теневого сектора российской экономики. В нем сейчас заняты сейчас около 20 миллионов человек, сообщила в четверг вице-премьер Ольга Голодец в ходе встречи министров труда и занятости стран G20. Работа в "тени" – это отсутствие страховых выплат на будущую пенсию, недоступность относительно дешевых (насколько это вообще возможно в России) кредитных ресурсов, социальная незащищенность. "Это серьезная проблема, так как это, прежде всего, нарушение прав людей", – резюмировала Голодец.

Напомним, всего два года назад – весной 2011 г. – глава Росстата Александр Суринов оценивал число занятых в теневом секторе экономики гораздо скромнее: 13 миллионов человек, или 17-18% экономически активного населения страны. И даже если учесть, что в оценках разных экспертов возможны некоторые расхождения, почти двукратный разрыв в цифрах дает серьезный повод задуматься. Вряд ли стоит сомневаться в том, что размер теневого сектора за эти два года действительно заметно увеличился и в ближайшее время продолжит расти.

Выбор читателей