С российских прилавков исчезает отечественное

Поставки импортных тканей, одежды и обуви растут, в то время как собственная промышленность продолжает падать. И положительных изменений в ближайшее время ждать не стоит


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Импорт наступает. По данным Минэкономразвития, по итогам января – мая 2013 г. увеличились поставки в Россию товаров легкой промышленности (обуви, тканей, одежды). В то же время внутреннее производство основных видов продукции легкой промышленности продолжает падать.

Так, выпуск хлопчатобумажных тканей по итогам первого полугодия снизился на 2,8% в годовом выражении – до 627,6 млн кв. м, обуви – на 0,7%, до 52,2 млн пар, трикотажных изделий – на 5,7%, до 65,6 млн штук, шерстяных тканей – на 9,4%, до 6,4 млн кв. метров. При этом импорт той же х/б ткани, обуви и трикотажной/текстильной одежды вырос, соответственно, на 8,5%, 4,8% и 3,8%. Это свидетельствует о восстановлении прежних позиций импортных товаров на отечественном рынке, констатируют в министерстве.

Положительных изменений в российской промышленности (не только легкой, но и вообще) в ближайшее время ждать не стоит, предупреждают эксперты Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики. Тренд на отсутствие роста промышленности продолжается уже более года, и пока нет никаких надежд на перелом ситуации, говорится в аналитическом материале института.

Причины плачевного состояния отечественной промышленности хорошо известны: недостаточность спроса, высокие налоги, недостаток финансовых средств и оборудования, высокие ставки по кредитам. Руководители предприятий, на информации от которых основано исследование ВШЭ, в июле текущего года не заметили существенных изменений динамики состояния делового климата. И не удивительно, что на этом фоне сами предприятия также не горят желанием вкладывать новые инвестиции в свое развитие, проводить модернизацию, внедрять инновации. А посему ждать от промышленности в ближайшее время перехода в фазу роста вряд ли стоит, резюмируют эксперты ВШЭ.

Впрочем, даже то, что еще производят, становится труднее продать. Руководители организаций оптовой торговли отмечают, что во II квартале у них появились проблемы с реализацией на внутреннем рынке. Спрос снижается, поскольку и у конечного потребителя возникают сложности: темпы роста кредитования населения сокращаются по сравнению с прошлым годом, ухудшается платежеспособность из-за роста тарифов. А те, у кого деньги еще есть, все чаще предпочитают сохранить их на всякий случай – сбережения продолжают заметно расти. Соответственно, потребление сокращается.

Возможно, небольшое ослабление рубля в первые месяцы лета немного притормозит наступление импорта. Но вряд ли остановит. Ведь у России теперь есть определенные обязательства в рамках ВТО. И другие участники организации, весьма заинтересованные в российском рынке, не устают об этом напоминать.

В первых числах июля ЕС, устав впустую укорять Москву по поводу утилизационного сбора на импортные автомобили, перешел в наступление и заявил о начале консультаций по правомерности взимания подобного сбора. К европейцам поспешили присоединиться Китай, США, Турция, Украина и Япония, о чем официально уведомили Россию на этой неделе. Правда, сами консультации еще не начались, их старт ожидается в ближайшее время.

Правила ВТО отводят участникам спора 60 дней на мирное урегулирование проблемы. Через два месяца заявитель имеет право потребовать формирования третейской группы, которая готовит доклад специальному органу по разрешению споров. Впрочем, и после этого у сторон будет не одна возможность урегулировать ситуацию в досудебном порядке – по процедурам ВТО, судебное разбирательство может состояться более чем через год.

Выбор читателей