Россияне спиваются изысканно

Меры правительства по борьбе с пьянством принесли определенные плоды. Меньше пить граждане не стали, но теперь они предпочитают более благородные напитки


Фото с сайта bartеndingschoоl101.com



Пока производители водки со слезами подсчитывают убытки и останавливают производственные линии, а неугомонный Геннадий Онищенко строит планы еще большего повышения цен на "беленькую", компании, выпускающие другой крепкий алкоголь, радостно потирают руки. Меры правительства по борьбе с пьянством принесли определенные плоды. Нет, меньше пить россияне не стали. Зато теперь они предпочитают более благородные напитки.

По данным Росстата, розничные продажи водки за январь-май упали на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 57,9 млн декалитров. Производство водки за этот же период сократилось на 28,3%. В первом полугодии в России было продано водки на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитали специалисты исследовательской компании "ГФК-Русь". Основным драйвером падения продаж стало снижение частоты покупки, а также сокращение числа покупателей этой продукции на 9%.

При этом денежный объем продаж слегка увеличился – на 4% относительно прошлого года. Объяснение этому очевидное: то самое повышение минимальной цены на водку, плюс весьма ощутимое увеличение акциза с начала года.

Единственный формат розлива водки, который не просто сохранил позиции, но и упрочил, – чекушка. Продажи продукта в упаковке 0,375 л увеличились в натуральном выражении почти на 8%. Впрочем, в "ГФК-Русь" полагают, что и это ненадолго: "данный тренд скорее носит краткосрочный характер и является результатом оперативной реакции потребителя на растущие цены".

Зато наметился другой тренд. Сближение водочных цен с премиальной категорией увеличило интерес населения к таким напиткам, как виски, коньяк, текила и ром. Собственно, подобное развитие событий эксперты алкогольного рынка предсказывали еще в прошлом году, в преддверии грядущего повышения цен на водку. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться.

Уже сейчас в среднем бутылка самой обычной водки стоит порядка 200 руб., а к 2014 г., после очередного увеличения акциза, повысится в среднем до 300 рублей. И это в том случае, если раньше означенная планка не будет взята усилиями господина Онищенко. Иначе с будущего года цена продукта возрастет практически вдвое. Очевидно, что при таком раскладе все больше потребителей предпочтут добавить еще 100-200 рублей и побаловать себя алкоголем благородным. Тем более что доходы населения пока еще растут, а вкусы развиваются и диверсифицируются.

По данным "ГФК-Русь", в категории "виски" доля покупателей за первое полугодие 2013 г. выросла на 1,5%, а объем категории – почти на одну треть. Аналогичные данные приводят и в "Ромире": отмечается рост частоты покупки виски в I квартале текущего года по сравнению с концом прошлого года, тогда как ожидалось традиционное снижение спроса на премиальный алкоголь после новогодних праздников.

В среднем за первые три месяца 2013 г. в каждом домохозяйстве, потребляющим виски, напиток был приобретен почти два раза. При этом в среднем за I квартал текущего года потребители виски приобрели 2,5 бутылки при аналогичном показателе в предновогодний период 2,2 бутылки. Более того, приобретенный литраж также увеличился – с 1,2 л в среднем на домохозяйство за IV квартал прошлого года до 1,5 л в I квартале 2013 года. Увеличился также и средний чек на покупку солодового напитка.

Исследователи отмечают, что среди потребителей виски в первом квартале текущего года по сравнению с концом года прошедшего на 5% увеличилась доля молодых покупателей (18-25 лет), и констатируют общий рост категории за счет увеличения числа покупок и числа покупаемых бутылок. В "Ромир" полученные показатели напрямую связывают с повышением цен на простую (не премиальную) водку.

Выбор читателей