Сотовые операторы тратят миллионы на защиту от мошенников

Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон "О связи", которые устанавливают четкие правила предоставления контент-услуг через сети мобильных операторов и призваны окончательно побороть SMS-мошенничество


ФОТО: Getty Images



В конце июля Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон "О связи", которые устанавливают четкие правила предоставления контент-услуг через сети мобильных операторов и призваны окончательно побороть SMS-мошенничество. Несмотря на изменения в законе, основными борцами с мобильными мошенниками останутся сотовые операторы.

Поправки вступят в силу только 1 мая 2014 года. Таким образом, у добросовестных поставщиков контента есть достаточно времени для подготовки к предоставлению качественных услуг по новым правилам. У мошенников, в свою очередь, в распоряжении те же десять месяцев, чтобы активизироваться и попытаться до вступления поправок в силу по максимуму облегчить мобильные счета абонентов способами, отдаленно напоминающими законные. Сделать это будет непросто, поскольку для сотовых операторов законодательные изменения не несут ничего принципиально нового. Они давно усвоили: для поступательного роста доходов от контента рынок должен быть чистым и легальным, а это требует инвестиций в комплексные программы противодействия мобильному мошенничеству. В противном случае уже в ближайшем будущем захламленное полулегальными схемами направление окончательно потеряет доверие абонентов, и продать качественный недорогой продукт станет просто невозможно.  

Казалось бы, эта же проблема должна беспокоить и главных участников рынка - честных контент-провайдеров, которые из-за мошенников также теряют доходы. Однако специфика рынка такова, что, во-первых, у контент-провайдеров нет достаточного количества ресурсов и инструментов воздействия на своих неблагонадежных коллег (деятельность продавцов контента на текущий момент не регулируется и не лицензируется), во-вторых, самих контент-провайдеров и различного рода компаний-агрегаторов настолько много, что абонент предпочитает обращаться напрямую к оператору.

Самый крупный по количеству абонентов оператор в России с начала текущего года обработал более 35 тыс. обращений по вопросам мошенничества и вернул клиентам 50 млн рублей. "Мы действуем проактивно и не дожидаемся обращения клиента, если выявили факт мошенничества. Просто возвращаем ему некорректно списанные средства. Важно, что эти деньги компенсируются за счет штрафов контент-провайдеров за нарушения", - уточняет Сергей Размахнин, руководитель направления по борьбе с мошенничеством в МТС.

За последние два года оператор потратил 200 млн руб. на сервисы информационной безопасности, в разы увеличил штрафы для продавцов контента за распространение вредоносных программ, спама и некорректное информирование о стоимости, а также запустил и модернизировал ряд пользовательских сервисов. "Наш абонент, перед тем как купить контент, всегда знает его точную стоимость, имеет возможность проверить стоимость услуг по каждому короткому номеру (для этого нужно отправить на него SMS c вопросительным знаком) и всегда подтверждает свое намерение приобрести продукт вводом уникального кода. Более того, абонент всегда может проверить список платных подписок и отказаться от ненужных в режиме онлайн", - добавляет Размахнин.

Все эти меры позволили значительно продвинуться по основным направлениям борьбы с недобросовестными участниками рынка. В частности, объем обращений абонентов к оператору по вопросам мошеннических действий продавцов контента за последний год сократился в три раза, а количество SMS-спама уменьшилось в 20 раз.

Также в последнее время к борьбе с недобросовестными контент-провайдерами сотовые операторы активно привлекают партнеров. К примеру, сотрудничество того же МТС с компанией "Лаборатория Касперского" позволило выявить более 150 новых вредоносных программ, заблокировать доступ к более чем 5 тыс. ссылкам на вирусное программное обеспечение и 1 тыс. префиксов на коротких номерах, которые использовались мошенниками для вывода денежных средств с лицевых счетов абонентов.

Еще одно партнерство - с Яндексом, - в свою очередь, позволяет оператору выявлять и блокировать мошеннические сервисы на наиболее популярных русскоязычных сайтах, продающих контент.

Выбор читателей