Итальянцы признались в подрыве советского линкора

Взрыв на корабле "Новороссийск" в 1955 году, унесший жизни 614 человек, был организован диверсантами итальянского ВМФ. Такое признание сделал участник операции, ветеран подразделения боевых пловцов Уго Д'Эспозито




Взрыв на советском линкоре "Новороссийск" в 1955 г., унесший жизни 614 человек, был организован итальянскими диверсантами. Такое признание сделал ветеран подразделения боевых пловцов итальянской 10-й флотилии Уго Д'Эспозито, который, по его словам, участвовал в спецоперации.

Как рассказал Д'Эспозито в интервью изданию 4Arts, командование флотилии было недовольно тем, что бывший итальянский линкор "Джулио Чезаре", переданный после Второй мировой войны по репарации СССР, находился с составе советского флота.

"Люди из командования флотилии, которые были против того, чтобы корабль достался русским, затем уничтожили его. Они сделали все возможное, чтобы потопить его", - подчеркнул Д'Эспозито.

Линкор "Джулио Чезаре" водоизмещением 25 тыс. т, вооруженный орудиями калибра 305, 120 и 76 мм, был построен в 1911 году. Корабль участвовал в Первой и Второй мировой войнах в составе Королевского итальянского флота.

В 1949 г. линкор был передан по репарации Советскому Союзу. Он был переименован в "Новороссийск" и включен в состав Черноморского флота. В ночь на 28 октября 1955 г. на корабле, стоявшем в то время на рейде Севастополя, прогремел мощнейший взрыв. Поскольку в эпицентре взрыва находились кубрики, от 150 до 185 человек погибли сразу.

Корабль попытались отбуксировать на мелководье, но, когда стало ясно, что его не спасти, командование флота отдало запоздалый приказ об эвакуации экипажа. В 04:14 линкор лег на правый борт, а затем затонул.

Жертвами трагедии стали 614 человек, причем среди погибших были не только члены экипажа, но и спасательные команды с других кораблей. Большое число жертв объясняется тем, что многие оказались заперты в отсеках опрокинувшегося корабля.

Летом 1956 г. "Новороссийск" подняли со дна, а затем разрезали на металл. Сразу после гибели корабля выдвигались различные версии взрыва. По одной из них, взрывчатка якобы была спрятана в корпусе корабля уже в момент его передачи Советскому Союзу. По другой, корабль погиб из-за немецкой мины времен войны.

Государственная комиссия, расследовавшая обстоятельства трагедии, не исключала причастности итальянских диверсантов. Во время войны на Черном и Средиземном морях действовали итальянские боевые пловцы из 10-й флотилии, которой командовал знаменитый диверсант Валерио Боргезе. Во время войны это подразделение базировалось в портах Крыма.

Выбор читателей