Туристов заставят нести просвещение

В заповедниках России будут развивать познавательный туризм – не ради заработка, а для просвещения. Человек, который своими глазами увидит красоту и разнообразие первозданной природы, будет гораздо бережнее к ней относиться, считают эксперты


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В конце лета в Хакасии прошло всероссийское совещание директоров особо охраняемых природных территорий (ООПТ) России – самое масштабное за всю историю существования отечественного заповедного дела. В нем приняли участие директора более 140 заповедников и национальных парков, министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, представители Ростуризма, Общественной палаты, Русского географического общества, WWF России и другие эксперты. Итоги мероприятия и текущую ситуацию с охраной и изучением национальной природы участники совещания и журналисты обсуждали на этой неделе в штаб-квартире Русского географического общества в Москве.

Одно из ключевых решений форума – создание нового совещательного органа Экспертного совета ООПТ России. В него войдут директора и другие штатные сотрудники заповедников, а также эксперты ряда общественных организаций. "Одна голова хорошо, а две лучше", - лаконично пояснил цель данного начинания заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий.

Главной темой совещания стала перспектива развития в заповедных зонах познавательного туризма. Такая задача прописана в федеральном законе об особо охраняемых территориях, принятом в 1995 г. (последние существенные правки вносились в 2011 году). В частности, обсуждались необходимость расширения экологических экскурсионных маршрутов. Хотя создание подобных троп – дело весьма трудоемкое.

Как рассказала руководитель НК "Партнерство для заповедников" Наталья Троицкая, сначала сотрудники эколого-просветительского отдела определяют объекты, которые были бы интересны простым посетителям, и разрабатывают маршруты. Затем эстафета переходит в научный отдел, где прописывается содержательная часть. Далее экскурсия проходит апробацию, изменяется и дополняется по мере необходимости. Так рождается пакет экскурсий, ориентированных на разные категории посетителей – школьников, студентов, взрослых.

Туристов хотят привлечь отнюдь не ради заработка, а ради просвещения. Такой подход обеспечивает восприятие заповедных зон как объектов национального достояния. Человек, который своими глазами увидит красоту и разнообразие первозданной природы, будет гораздо бережнее к ней относиться, считают эксперты.

В целом заповедники сегодня не бедствуют, заверил представитель Минприроды. За последние несколько лет финансирование ООПТ заметно выросло, равно как и интерес к теме со стороны властных структур. Хотя денег, конечно, все равно не хватает. Так, в текущем году суммарный бюджет системы природоохранных зон составил около 5,8 млрд рублей. Это примерно в 2,5 раза больше, чем три года назад, но вдвое меньше, чем необходимо для того, чтобы система функционировала достаточно устойчиво. Система – это 102 заповедника, 45 национальных парков и 70 природных заказников национального значения. Причем она продолжает расширяться. Только в этом году было образовано два новых национальных парка – "Онежское поморье" в Архангельской области и "Берингия" на Чукотке. До конца года должен появиться еще один – "Шантарские острова" в Охотском море.

С финансированием также связана и одна из основных проблем ООПТ, которая в России вообще характерна для многих сфер деятельности, не вовлеченных в оборот больших денег, – нехватка квалифицированных кадров. Зарплата сотрудников заповедников за последние годы тоже немного подросла, и сейчас ситуация с персоналом заметно лучше, чем, например, лет десять назад. Но она по-прежнему весьма далека от идеала. Не достает как инспекторов, так и научных сотрудников. Молодые ученые, которые могли бы полнить штат природоохранных зон, зачастую по-прежнему предпочитают работу в других, более обеспеченных, научных центрах в России и за ее пределами. Что же касается инспекторов, по словам Всеволода Степаницкого, многие представители правоохранительных органов, таких, как ОМОН, выражают желание сменить бронежилет на форму егеря. И лишь невысокий оклад их останавливает.

Выбор читателей