Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Такими мерами, как известно, власти считают реализацию ряда грандиозных инфраструктурных проектов. Так, до ноября должен быть разработан сетевой план-график мероприятий, необходимых для завершения строительства ЦКАД в Подмосковье в 2018 году. А уже 4 октября компания "Скоростные магистрали" ("дочка" РЖД, курирующая проекты ВСМ) планирует объявить конкурс на проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань. Итоги будут подведены в декабре, у победителя останется год на то, чтобы к январю 2015 г. предоставить готовый проект. Правда, закончить всю магистраль к 2018 г. (такие надежды высказывались еще полгода назад), очевидно, не удастся. Но есть шанс построить хотя бы часть - ветку до Нижнего Новгорода, считает министр финансов Антон Силуанов. Правда, с учетом того, что до волжской столицы уже сейчас ходит достаточно скоростной "Сапсан", экономический эффект вряд ли будет особо заметен.
Да и вообще, реальную отдачу все мегапроекты (помимо ЦКАД и ВСМ к ним относится реконструкция Транссиба и БАМа) начнут приносить, в лучшем случае, лет через 15 - 20, предупредил вице-премьер Аркадий Дворкович. И хотя в целом их выбор был обоснован, пока они несут серьезный риск, вложенные в них немалые деньги могут не вернуться, особенно в бюджет и Фонд национального благосостояния, полагает он.
А сумма предполагаемых расходов между тем уже начала расти. На днях в СМИ прошло сообщение о том, что стоимость проекта ВСМ увеличилась на 140 млрд руб. (ранее она оценивалась в 928 миллиардов). Правда, представитель РЖД в пятницу заверил, что просить эти деньги из бюджета никто не будет: удорожание строительства не повлечет за собой увеличения государственного финансирования проекта. Пока предполагается, что из ФНБ на ВСМ будет выделено 150 млрд рублей.
"Надо страховать", - парировал позже слова Дворковича Улюкаев. "В проекте есть несколько составных частей, должно быть распределение рисков между ними, сформированы профили риска и доходности", - пояснил он. Та часть средств, которая идет из ФНБ, должна быть застрахована от этих рисков, считает министр. В свою очередь, он высказал мнение, что проект ЦКАД, например, хорошо просчитан и даст экономическую отдачу.
А глава Олимпийского комитета России Александр Жуков и вовсе считает, что при оценке мегапроектов нельзя учитывать лишь экономический эффект. Когда начиналось строительство Транссиба и БАМа, никто не предполагал, что спустя век по этим каналам будет ежегодно экспортироваться в Китай 15 млн т российской нефти. Транспортные проекты в России имеют не только экономический, но политический, и социальный характер, отметил он. В частности, подготовка Олимпиады в Сочи, по мнению Жукова, по сути, послужила поводом для строительства нового города, с абсолютно новой транспортной, коммунальной, социальной инфраструктурой. Затраты на саму Олимпиаду составляют примерно только пятую часть всех затрат и вложений в город, заявил он. Вот только сами жители города, уставшие от бесконечной многолетней стройки, улучшения качества своей жизни пока не ощущают.
Военные не понимают, зачем их бросили на убой
Практически весь арсенал был израсходован против ВС РФ в зоне СВО