Молочные реки Литвы пересохли

Торговая война России с Литвой вполне может быть попыткой надавить на ЕС в преддверии саммита в Вильнюсе, а также компенсацией за капитуляцию "Газпрома" в вопросе цены на газ




Между Россией и Литвой разгорается торговая война. Вслед за молочными продуктами под запрет могут попасть литовские мясо и рыба, за которыми Роспотребнадзор уже "усилил контроль". Литовцы, в свою очередь, грозят пожаловаться в Еврокомиссию и ВТО, а заодно перекрыть транзит из Калининградской области – и тогда уже проблемы возникнут у животноводов из российского анклава.

Собственно, в ЕК Вильнюс уже жаловался в сентябре, когда на российской таможне начали застревать грузы из Литвы, ибо российские таможенники вдруг стали весьма усердно их проверять. Уже тогда эксперты заговорили о начале новой торговой войны на подступах к России. Хотя в ФТС уверяли, что повышенная бдительность продиктована участившимися случаями различных нарушений (недостоверных декларирований, уклонений от уплаты таможенных платежей и т.д.), и проверки распространяются не на машины с литовскими номерами, а на грузы, ввозимые из Литвы. Однако литовские власти это объяснение не удовлетворило. И министр иностранных дел страны Линас Линкявичюс пожаловался в Еврокомиссию, попутно заявив о возможности блокировки сообщения России с Калининградом, если Москва не одумается и не прекратит "давление на соседей".

Москва проверки всех грузов вроде бы прекратила, но давление, по сути, усилила. Однако контрудара пока не последовало – противник выжидает. В течение понедельника представители Литвы и ЕС сообщали о том, что никаких официальных уведомлений о введении ограничений они не получали. Вот когда получат, тогда и будут действовать. "Мы пока не можем говорить о принятии каких-либо мер, поскольку у нас нет для этого никаких оснований, мы пока не получали из РФ никаких уведомлений. Мы располагаем лишь той информацией, которая опубликована в СМИ и пресс-релизе Роспотребнадзора", — сказала РИА "Новости" пресс-секретарь продовольственно-ветеринарной службы Литвы Юргита Савицкайте. А пресс-секретарь премьер-министра Литвы Эвелина Буткуте-Лаздаускене сообщила, что правительство страны пока приняло решение собрать более подробную информацию по этому вопросу.

Аналогичную стратегию выбрала и ЕК. Ее пресс-секретарь Фредерик Винсент сообщил журналистам, что Еврокомиссия уверена в безопасности литовской молочной продукции, но хочет разобраться в ситуации, прежде чем предпринимать какие-то шаги. Москве также напомнили об обязательствах в ВТО, в соответствии с которыми любые ограничения по санитарным причинам должны быть обоснованы доказательствами риска, а мера должна быть пропорциональной уровню риска.

Ситуация и впрямь мутная: информация о запрете на ввоз литовской молочной продукции в Россию с 7 октября содержится лишь на сайте Роспотребнадзора. Однако в течение понедельника сообщений о реальных остановках подобных грузов не поступало. И, по данным литовской стороны, поставки продолжались в обычном режиме. Что же касается ФТС, по сведениям одних изданий, ведомство подтвердило получение официального письма о запрете, другие же уверяют, что речь в этом письме идет лишь о более тщательной проверке продуктов.

Очевидно одно: вовсе не дрожжи и прочие нехорошие бактерии так возбудили главного борца за здоровье россиян. Многие эксперты связывают конфликт с текущим председательством Литвы в Евросоюзе. Именно в Вильнюсе должен пройти ноябрьский саммит "Восточного партнерства", призванный сблизить Евросоюз с Украиной, Молдавией, Грузией, Белоруссией, Арменией и Азербайджаном. На нем, как ожидается, может быть заключено соглашение об ассоциации ЕС с Украиной. И Литва – сторонник скорейшего его подписания. Правда, Украине еще необходимо выполнить одно условие, возможно, более сложное, нежели конфронтация с Россией – освободить из тюрьмы Юлию Лукашенко.

Есть у России с Литвой и свои счеты. Год назад Литва подала жалобу в антимонопольный орган ЕС на российский "Газпром" о завышении цены на газ и препятствование конкуренции. И вот в начале сентября российский газовый монополист объявил о том, что готов предоставить Литве вожделенную скидку. По любопытному стечению обстоятельств именно в сентябре и зародился нынешний конфликт. Так что новая торговая война вполне может быть компенсацией за капитуляцию "Газпрома". Правда, о размере возможной скидки не сообщалось, и никаких конкретных договоренностей пока нет. Поэтому говорить о безоговорочной победе Литвы в газовом споре тоже преждевременно.

Если запрет на молочную продукцию все же вступит в силу, литовские производители серьезно пострадают: Россия для них – один из ключевых рынков сбыта. Сам же рынок потери почти не заметит. Однако возможная блокировка калининградского транзита доставит неприятности местным предприятиям, которым придется срочно менять логистику и искать обходные пути – через Польшу, Белоруссию или паром в Санкт-Петербург. Для экономики региона это будет не смертельный, но достаточно болезненный удар.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей