"Он не выполнял указания, хотя я говорил: немедленно"

Диспетчер аэропорта "Внуково" рассказал, как в последний момент развел два "Боинга" в небе над Москвой. По его словам, один из лайнеров резко отклонился от курса при снижении, а члены экипажа реагировали на команды с задержкой


Диспетчерский пункт в аэропорту "Внуково". Фото: ИТАР-ТАСС



Шестого ноября в небе над Москвой чуть не столкнулись два "Боинга 737". Самолет, следовавший из Еревана в Москву, при снижении отклонился от курса и оказался на пути у лайнера из Архангельска. Диспетчер Валентин Змиевский смог развести два борта, когда они находились на расстоянии 2,5 км друг от друга. В интервью "Известиям" он рассказал, отчего не сработала система о предупреждении опасного сближения и почему пилоты реагировали на его команды с задержкой.

По словам Змиевского, борт из Еревана в момент начала снижения был в 9 км от "Внуково", но после стал резко уходить от посадочного курса. "На конечном этапе захода на посадку воздушные суда не должны допускать значительных отклонений, а данное воздушное судно резко изменило курс следования", – пояснил он суть проблемы, признавшись, что не сталкивался с подобным за 30 лет рабочей практики.

Диспетчер не смог назвать точное минимальное расстояние между самолетами, но подтвердил, что оно было меньше установленного интервала. Змиевский обратил внимание на тот факт, что пилоты "Боинга", следовавшего из Архангельска, немедленно выполнили его команды по набору высоты и увеличению вертикального интервала, в то время как члены экипажа самолета из Еревана реагировали с задержкой.

"Борту (из Еревана) я должен был обеспечить повторный заход на посадку, сделать так, чтобы он не залетел в зону над Москвой, запретную для полетов. Но он с небольшой задержкой выполнял мои указания, хотя я ему говорил: "немедленно" и указывал конкретный курс с учетом того, что пилоты сами могут находиться в стрессовой ситуации", – вспомнил детали произошедшего диспетчер.

Змиевский признался, что мог развести самолеты заблаговременно, но в это время он вел четыре других воздушных судна и не мог одновременно говорить с членами нескольких экипажей. Что касается системы предупреждения об опасном сближении, то она, по утверждению диспетчера, не работает на данных высотах и данном этапе полета лайнера.

Ранее сообщалось, что "Внуково" испытывает проблемы с навигационным оборудованием, которое за последние недели несколько раз выходило из строя. Курсовой маяк аэропорта, передающий пилотам сигнал, по которому они сверяют маршрут захода на посадку, ломался 28 октября и 3 ноября. Из-за этого десятки рейсов вынуждены были садиться в других московских аэропортах, а некоторые были направлены в Санкт-Петербург.

Кроме того, 29 октября "Боинг", прилетевший из Архангельска, едва не столкнулся в небе над столицей с самолетом бизнес-авиации Bombardier Challenger, который следовал в Санкт-Петербург. Сообщается, что один из самолетов пролетел в 450 м над другим. Столкновения удалось избежать благодаря тому, что в кабине пилотов "Боинга" сработала экстренная система оповещения об опасном сближении.

Выбор читателей