Город-сад будет создан наяву

Уже достаточно скоро будет построен невиданный ранее город. Людям будут жить среди аллей и парков, добираться на работу за считанные минуты пешком или на велосипеде, пользуясь при этом всеми благами цивилизации




Принято считать, что в Европе все уже давно построено и реализация крупных градостроительных проектов невозможна. Действительно, возможности существенного расширения городов Старого Света невелики из-за сложившейся застройки и инфраструктуры. Хотя все же они есть. Более того, можно предположить, что сегодня происходит зарождение нового тренда в градостроении, предполагающего создание невиданного ранее типа городов – smart ("умный").

Речь не идет о строительстве новых населенных пунктов на новых территориях. Скорее, это создание совершенно новой среды для проживания и работы людей на отдельных частях уже существующих городов, а также на присоединяемых к ним территориях.

Одним из примеров такого города будущего является "Асперн. Город у озера", считающийся одним из самых крупных градостроительных проектов в Европе. Градостроители намерены создать на северо-востоке Вены новый район, существующий по самым современным принципам. На месте бывшего аэродрома на площади, превышающей 240 га, будет построено жилье для 20 тысяч человек и созданы необходимые служебные помещения для обеспечения 20 тысяч рабочих мест, из них пять тысяч – в сфере образования и науки.

В южной части создаваемого района уже началось строительство Венского образовательного кампуса – многофункционального образовательного учреждения, включающего детский сад и школу. Это будет самый большой кампус в Вене. 74 архитектурных бюро Европы приняли участие в конкурсе на его создание. Победителем стал проект Томаса Цинтерля из архитектурного бюро ZT Arquitectos Lda (Лиссабон).

Одна из основных идей Асперна заключается в том, что на относительно небольшой площади предполагается равномерно сочетать жилье и рабочие места. Это позволит до минимума сократить время, необходимое жителям для того, чтобы добраться на работу. Результатом станет резкое сокращение автомобильного трафика, благодаря чему в процессе планирования значительная часть площадей будет отведена под зеленые насаждения и инфраструктуру для отдыха жителей. Для связи с "большой" Веной в Асперн уже сейчас, на ранней стадии строительства проводится ветка городского метрополитена.

Благодаря научно-образовательной направленности создаваемых в районе рабочих мест Асперн станет одним из самых экологически чистых районов австрийской столицы.

Чтобы обеспечить жителям хорошие жилищные условия с высоким качеством жизни, Вена разрабатывает новую модель субсидируемого строительства домов с "умными" квартирами. "Умный" в этом случае означает оптимальное использование нежилой площади в квартире, что снижает расходы квартиросъемщика.

Достаточно интересно выглядит концепция энергоснабжения района. Предполагается, что его жители будут покупать солнечные батареи и сдавать их в аренду венской энергетической компании "Вин Энергии". Та, в свою очередь, сможет технически и экономически оптимизировать производство возобновляемой энергии, которая на выгодных условиях будет поставляться жителям Асперна.

Австрийский опыт "умного" развития новых территорий может оказаться нелишним и для Москвы, не так давно основательно расширившейся за счет части Московской области. Именно этим объясняется прошедшая в июне этого года встреча бургомистра Вены Михаэля Хойпля и на то время исполняющего обязанности мэра Москвы Сергея Собянина.

Конечно, надо понимать, что принципы развития Вены, население которой составляет всего порядка 1,7 миллиона человек, и 13-миллионной Москвы существенно отличаются. Но это вовсе не исключает того, что используемые в австрийской столице идеи не окажутся интересными и полезными Москве. Особенно в силу того, что в настоящий момент оба города активно занимаются освоением новых территорий.

Корреспондент "Yтра" задал несколько вопросов представителю магистрата Вены, непосредственному участнику проекта "Асперн" магистру Николаусу Зуммеру.

– Когда и как начнется заселение Асперна? Как оно будет происходить?

– Первые жители в районе "Асперн. Город у озера" появятся уже в 2014 году. Им придется долгое время, до 2028 года, прожить в строящемся и развивающемся районе. При этом сам город Вена будет всячески их поддерживать. Им будет оказываться профессиональная поддержка в процессе переезда и создании сообществ жильцов. С самого начала за район будет отвечать целая команда, цель которой – всячески помогать новым жителям. Помимо этого существует ряд практических вопросов: как облегчить людям переезд? где можно записать ребенка в детский сад? и т.п. Наша задача – быстро организовать социальную инфраструктуру (школы, детские сады), чтобы люди с самого начала смогли жить в качественно работающем районе и одновременно быть очевидцем его формирования.

– Планируется ли в районе хоть какая-то автомобильная инфраструктура? Где будут держать свои автомобили его жители и где будут их оставлять их гости?

– В Асперне велосипедисты и пешеходы имеют приоритет. Но автомобилисты не забыты. В районе меньше парковочных мест на общественной территории, чем в самой Вене. Чтобы компенсировать это, в южной части района будут построены подземные гаражи, которые могут снимать как жители, так и гости. Девелоперы построили гаражи для аренды под жилыми домами. Главная задача тем не менее – предоставлять высококачественные предложения людям по езде на безвредном для окружающей среды транспорте. Поэтому к району еще до момента начала его заселения будет проведена линия метро. Для тех, кто переедет в Асперн, наличие авто необязательно. Метро является мотором развития города и способом передвижения. Оно безвредно для экологии в этом районе. Уже сейчас тысячи жителей выступают за расширение линий метро.

– Реально ли создание чего-то подобного в России, например в Новой Москве?

– В Москве тоже много амбициозных проектов и планов по развитию города. Например, на территории ЗИЛа. Это сравнимо по масштабам с проектом "Асперн. Город у озера". Но существует значительные отличия. Вену нельзя сравнить с Москвой, где 13 миллионов жителей. В конце концов, речь идет о самой большой агломерации Европы, хотя и Вена тоже сильно растет. Разработчики проекта "Асперн" убеждены, что каждый город должен создавать свою версию продуманного и умного развития, основанную на местных сильных сторонах. Каждый город отличает уникальное географическое расположение, топография, наличие ресурсов, образ мышления и инфраструктура, специфическая общественная и экономическая структура. Москва может проявлять сходство с Веной как умный город (Smart City). Крупные города проявят в будущем свою уникальность и непохожесть.

Выбор читателей