Электричкам прикажут долго жить

На финансирование пригородного сообщения в федеральном бюджете денег нет, а в региональных и подавно. Местные власти вынуждены сокращать количество маршрутов


Фото: ИТАР-ТАСС



В пресс-центре "Комсомольской правды" состоялся круглый стол "Российские электрички: отменить нельзя оставить. Проблемы и перспективы пригородных железнодорожных перевозок". Статистика была озвучена удручающая: с 2012 г. по инициативе местных властей в стране было отменено 340 пригородных поездов, в начале этого года планируется отменить еще 160. Параллельно происходит рост тарифов. Организаторы круглого стола предупреждают, что пригородные пассажирские компании находятся под угрозой банкротства.

После проведенной в 2012 г. реформы у нас не перевозки, а грабеж, считает заместитель губернатора Новгородской области Алексей Афанасьев. По его словам, до 2012 г. область платила перевозчику 12 млн руб. в год, перевозчик был доволен и претензий не предъявлял. "По новой методике исчисления уже в 2012 году мы должны были заплатить 339,2 миллиона рублей, а в 2013-м – 325,8 миллиона". За этот год Новгородской области предложено заплатить 581 млн руб. – цифра для областного бюджета неподъемная. "Поэтому мы или выполняем майские указы президента, строим жилье, детские садики, либо мы платим по этому тарифу, который мы считаем необоснованным и необъясненным... Хочется обратиться к перевозчикам – мы же в одной стране живем!" – возмущался Афанасьев. Пока же в Новгородской области вынуждены были сократить маршруты электропоездов с 15 до 7, а количество пар электропоездов – с 31 до 11. Кое-где электрички заменили автотранспортом, но не везде.

Представители РЖД парировали, что в прошлом году в Новгородской области с пригородных перевозок смогли собрать всего 115 млн руб., а расходы составили 400 миллионов. В Московской области доходы составляют 15 млрд, расходы – 53 миллиарда.

По словам представителей РЖД, в сложившейся ситуации виноваты сами регионы – они должны активнее требовать денег из федерального бюджета, объяснять, что население нуждается в транспортной мобильности: "Когда мы проводим консультации с Минфином, нам говорят: регионы не заявляют. Вот в чем проблема".

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук сообщил, что без федеральной поддержки пригородное сообщение не развивается ни в одной стране мира. В России, по его словам, ситуация в этом году по сравнению с прошлым "значительно ухудшается".

Савчук предложил сформировать список регионов, которые не могут субсидировать пригородное сообщение. После этого в каждом регионе выделят несколько так называемых социальных маршрутов – таких, на которых пригородным перевозкам нет альтернативы. Именно на них и направят средства из федерального бюджета. Возможно, и на другие маршруты деньги дадут, если они останутся.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей