Ядерные испытания помогли искусству

Физики смогли определить картину-подделку, изучив уровень радиации холста. Содержание углерода в хлопке, из которого сделали ткань, было таким высоким, каким просто не могло быть при жизни художника - до ядерных испытаний


ФОТО: museum-frieder-burda.de



Ядерные испытания, которые позволили создать оружие массового поражения и оказали непоправимое воздействие на экологию и здоровье людей, оказывается, послужили и вполне мирным целям. Благодаря исследованию с помощью масс-спектрометра физикам удалось выяснить, что картина, которую выдавали за полотно известного французского художника-модерниста Фернана Леже, - подделка.

Подлинность произведения, которое якобы было создано в 1913 - 1914 гг., вызывала сомнения экспертов долгое время, однако ни подтвердить, ни опровергнуть ее не удавалось. С конца 1970-х гг. она хранилась в венецианском Музее Пегги Гуггенхайм, но ни в экспозиции, ни в каталогах из-за сомнительного происхождения не появлялась, сообщает РИА "Новости".

Выяснить, не является ли полотно подделкой, взялись эксперты из итальянского института ядерной физики. Помог им в этом так называемый "бомбовый пик радиоуглерода" - период в середине XX в., когда западные страны проводили множество ядерных испытаний, из-за которых в атмосфере резко повысился уровень радиоактивного углерода-14.

Физики попросили экспертов из венецианского музея прислать им кусочек холста картины, на котором нет краски. Проведенные анализы показали: хлопок, из которого он сделан, содержит слишком высокий уровень радиации, а значит, вырос во время или после ядерных испытаний. По мнению экспертов, хлопок был выращен не раньше 1959 г., а значит Леже, несмотря на сходство техники его работ и подделки, к ней никакого отношения не имеет: художник умер в 1955-м.

К таким сложным техникам экспертам, впрочем, приходится прибегать достаточно редко: для определения подделки достаточно двух других достижений научной мысли - рентгеновской установки и ультрафиолетовых ламп. Рентген помогает изучить все слои краски и сравнить технику подлинников и картин (используемые кисти, степень разбавленности и оттенок краски и т.д.), вызывающих сомнения. Как правило, художник авторский стиль меняет редко и подделать его практически невозможно. А ультрафиолетовые лучи позволяют выяснить, какую часть подделки или исправленной картины стирали или добавляли: при определенном освещении они оказываются темнее или светлее.

Читайте также

Выбор читателей