Рубль зацепился за Олимпиаду

По окончании Игр ослабление российской валюты продолжится. ЦБ вряд ли станет тратить резервы на поддержание рубля, курс которого не соответствует меняющейся экономической картине


Фото: ИТАР-ТАСС



С начала года Банк России в ходе валютных интервенций, направленных на предотвращение обвального падения рубля, израсходовал порядка $10 миллиардов. Наиболее масштабные интервенции проводились в конце января – начале февраля, что позволило стабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке накануне Олимпийских игр.

Очевидно, что в краткосрочной перспективе возобновления падения рубля ждать не стоит. Напротив, вполне возможно, что до завершения Олимпиады курс доллара откатится к уровню 34,0 – 34,5 руб. за $1. С одной стороны, следить за стабильностью курса будет ЦБ; с другой, нынешнее укрепление рубля может подтолкнуть компании к продаже валюты с целью получения рублей для выплаты налогов. Хотя до времени выплаты еще далеко, валюту целесообразно продать сейчас, пока ее цена не просела еще ниже. Подобная позиция участников рынка будет способствовать еще большему укреплению рубля.

В пользу российской валюты говорят и последние события на международных рынках. Общий тренд ослабления валют развивающихся стран по отношению к доллару, связанный с сокращением ФРС США программы стимулирования экономики, затормозился. Последние данные свидетельствуют о том, что восстановление американской экономики может оказаться не столь существенным, как предполагалось ранее. Теоретически это может привести к временному приостановлению сворачивания программы стимулирования и, как следствие, замедлению триумфального марша доллара.

Но это не означает, что тренд на укрепление доллара по отношению к валютам развивающихся стран будет сломлен. Восходящее направление вектора американской экономики уже не вызывает ни у кого сомнений, определенные вопросы могут быть связаны только с темпами этого восстановления.

Самым же серьезным доводом в пользу дальнейшего ухудшения позиций рубля является тревожная ситуация с притоком и оттоком валюты. Приток, по всей видимости, будет сокращаться из-за отсутствия роста цен на нефть и появления на рынке все большего количества альтернатив российским углеводородам.

Еще более печально выглядит ситуация с оттоком капитала. В минувший четверг заместитель министра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что в январе он составил $17 млрд, по итогам первого квартала может достичь $30 – 35 млрд, а совокупный отток по итогам года, вероятно, превысит текущий официальный прогноз.

Притока капитала в Россию можно добиться, повысив доверие к банковской системе и увеличив государственные инвестиции. Насколько это возможно в нынешних условиях, когда отзывы лицензий у банков происходят едва ли не каждую неделю, сказать сложно. Перспективы государственных инвестиций, судя по эффективности расходования средств при реализации таких проектов, как Олимпиада в Сочи и саммит АТЭС, также выглядят неоднозначно.

Таким образом, единственным действенным инструментом поддержания рубля будут оставаться интервенции ЦБ. Их ценой будет неизбежное сокращение резервов Банка России, так как приток валюты в них будет постепенно снижаться. Использование другого действенного средства – сокращения ликвидности через повышение ставок ЦБ – остается под вопросом. По словам Клепача, это подорвет и без того слабый экономический рост.

Из всего этого можно сделать вывод, что по окончании Олимпиады ослабление российской валюты, скорее всего, продолжится. Центробанк вряд ли станет тратить сокращающиеся резервы на поддержание рубля, курс которого перестает соответствовать изменившейся экономической картине.

Выбор читателей