Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Нам повезло: морозец (
Ямал – признанная кладовая страны, богатая нефтью и газом. Его экономическое положение заметно лучше многих других регионов. Но ресурсы не вечны. И сегодня округ претендует на то, чтобы стать еще и крупным транспортным узлом как для внутренних, так и для международных перевозок, опорной точкой Северного морского пути и прорубить не просто окно, а целые ворота в Арктику.
Замковым камнем амбициозного замысла является порт Сабетта на восточном побережье полуострова. Его строительство началось летом 2012 г., изначально с узкоспециализированной целью – перевозить танкерами по Северному морскому пути сжиженный газ с "Ямал СПГ". Однако практически сразу власти округа предложили расширить функционал порта, сделав его многопрофильным, и обустроить транспортный коридор от всех областей Урала до Северного Ледовитого океана. Идею поддержал президент Владимир Путин: "Это такое место – Ямал, откуда одинаковое расстояние, как до Парижа, так и до Пекина. На карте видно, что это очень удобная точка для транспортировки ресурсов и в Азиатско-Тихоокеанские страны, и в Европу, и в Северную Америку. Порт нужно использовать именно в таком широком качестве, частично разгружая Транссиб".
По предварительным расчетам, один только "Ямал СПГ" позволит увеличить грузооборот Севморпути с трех до 20 млн тонн в год. ЯНАО мечтает довести суммарную мощность Сабетты до 40 млн тонн. Однако в случае реализации всех планов она может возрасти и до 70 млн, уверяет Дмитрий Кобылкин. Кроме того, Сабетта позиционируется как один из необходимых промежуточных пунктов на Северном морском пути из Европы в Азию. Этот путь почти в 2,5 раза короче, чем через Суэцкий канал, и безопасен с точки зрения пиратства (суда не подвергаются нападениям).
Спустя всего год после начала строительства состоялась первая экспериментальная коммерческая экспедиция "Тюмень – Сабетта – Китай". До Сабетты грузы шли по реке Обь, далее по Северному морскому пути в сопровождении ледоколов. Везли пшеницу в Петропавловск-Камчатский и сырье для китайской металлообрабатывающей промышленности. Обратно из Китая везли стройматериалы. Рентабельность экспедиции составила 3,5%.
Второй важный элемент планируемой инфраструктуры – проект железнодорожной магистрали "Северный широтный ход". Маршрут: Станция Обская-2 – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Протяженность – 707 км, из них порядка 400 км предстоит построить, остальные – реконструировать. Кроме того, требуется возведение двух мостов – на реке Надым и на Оби между столицей ЯНАО Салехардом и городом Лабытнанги, в котором находится речной накопительный порт и действующая станция Северной железной дороги. Ее соединение со Свердловской железной дорогой на востоке ЯНАО и есть стратегическая цель проекта. Это позволит разгрузить действующие магистрали и стимулировать разработку северных месторождений.
Собственно, именно для освоения Бованенковского газоконденсатного месторождения "Газпром" построил дорогу Обская - Бованенково. Чтобы прорубить на Ямале ворота в Арктику, необходимо довести существующую магистраль до Сабетты. Это всего 200 км, но эти километры проходят по вечной мерзлоте. По словам Дмитрия Кобылкина, стоимость данного отрезка пути варьируется от 60 до 200 млрд рублей. Первая цифра позволит проложить однопутную железную дорогу, вторая даст возможность сделать ее полностью электрифицированной и двухпутной. "Если строить за 60 млрд, будет узкоколейка, однопутная железная дорога, но ее можно сделать в течение трех-четырех лет. Это быстро, это догонит развитие полуострова Ямал. Потому что полуостров еще не освоен, впереди еще выход на шельфы, впереди и другие проекты. Что касается полностью электрифицированной железной дороги, это, конечно, до 2040 – 2041 года", – пояснил губернатор.
Но именно финансирование может стать главным препятствием в реализации проектов. На сегодняшний день четко определена судьба трех объектов. Первый – порт Сабетта, который, по выражению главы региона, точку невозврата прошел и обязательно будет построен. Также уже ведется строительство моста на реке Надым. По достигнутым с Министерством транспорта договоренностям, в 2014 г. должно начаться обустройство подъездов к мосту через Обь. Все это финансируется исключительно на государственные деньги (федерального и регионального бюджета).
С линейными участками сложнее: здесь госсредств пока не предусмотрено. И, с учетом текущих экономических реалий, вряд ли что-то изменится в ближайшем будущем. Очевидно, что больше всего в развитии транспортной инфраструктуры ЯНАО заинтересован сам округ, но профинансировать все местный бюджет не в состоянии. А для частных инвесторов важен вопрос окупаемости. Интерес к проекту проявляют РЖД и ряд других крупных компаний, но они согласны вложится в арктическую стройку при условии, что государство гарантирует им доходность будущей дороги. В свою очередь, потенциальные грузоотправители опасаются, что необходимость возврата инвестиций отразится на величине тарифов. Учесть все интересы и предложить заинтересованным сторонам наиболее подходящую схему финансирования будет непросто.
Однако в правительстве ЯНАО не унывают, уповая на тот повышенный интерес, который сегодня демонстрируют власти в отношении вопросов освоения Арктики. Создание единой арктической транспортной системы страны является одним из приоритетов Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 г., напоминают представители региона. "Самое главное – проект получил поддержку у высшего руководства государства, обрел очертания конкретных нормативно-правовых актов. А значит, будет исполнен. Рано или поздно – зависит от многих факторов. Но то, что будет исполнен – это факт. И мы делаем все, чтобы это произошло как можно скорее", – резюмировал Дмитрий Кобылкин.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету