Детсады становятся тесными, заразными и разорительными

Очереди в детские сады "исчезают" благодаря уловкам чиновников: ясельные группы сокращают, а детсадовские уплотняют


Фото: ИТАР-ТАСС



В четверг в Медиацентре "Версия" прошла пресс-конференция "Москва останется без яслей?". Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, член экспертного совета при правительстве РФ Виктор Панин напомнил о том, что одним из своих майских указов Владимир Путин велел ликвидировать очереди в детские сады до 2016 года. Чиновники "сразу ринулись исполнять, и мы это ощутили на собственной шкуре", – грустно вздохнул Панин.

Первым делом везде начали закрывать и сокращать ясельные группы, чтобы высвободившиеся резервы (площади, воспитателей и так далее) использовать для создания дополнительных детсадовских мест. Москва, например, по словам Панина, прекратила набор в ясельные группы с осени прошлого года, зато власти столицы отчитались о том, что очереди в детские сады практически ликвидированы досрочно. И все благодаря дыре в законе: "В федеральном законе "Об образовании" термина "ясли" нет, – пояснил Панин. – Но сказано, что дети имеют право на дошкольное образование, начиная с двухмесячного возраста". Но поскольку в детские сады принимают с трех лет, по всей России массово прекратили записывать в очереди в дошкольные учреждения детей младше трехлетнего возраста.

Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг с осени завалено жалобами от родителей – нередко записать ребенка в очередь в ясли удается только через суд. В той же Москве в очереди в ясли сегодня числится 11 тысяч детей – это не считая тех, кого просто "отфутболили", не приняв заявление.

Панин советует не рисковать и записывать ребенка в очередь в ясли не просто сразу после рождения, а даже до рождения – на первых месяцах беременности.

Второй прием, который придумали чиновники ради ликвидации очереди, – банальное уплотнение. Так, по новым нормам СанПин детей можно держать в детском саду в группах по 25 человек, причем на каждого достаточно 1,5 кв. м площади, а не 5, как раньше.

Именно благодаря "уплотниловке" столица за три года увеличила количество детсадовских мест почти в полтора раза – с 245 тысяч в 2010-м до 354 тысяч в 2013 году. "Новых детских садов за это время было построено всего 130, на 20 тысяч мест, а остальные появились за счет того, что детей как селедку в бочку наталкиваем, воспитатель не может за таким количеством детей уследить", – уверен Виктор Панин.

В некоторых регионах придумали размещать старшие детсадовские группы в школах. По словам эксперта, ничего хорошего в этой идее нет – в школах намного больше детей, чем в детских садах, и маленькие дети нахватают там различных инфекций и болезней. Не говоря уже о матерных словах.

И, наконец, плата за детский сад. Она в прошлом году резко рванула вверх, продолжает расти, и предела ее роста пока не видно. Уже сегодня во многих регионах плата за детский сад доходит до 3 тыс. руб., а это для родителей деньги зачастую неподъемные. Не говоря уже тех семьях, где в семье два ребенка.

Скакнуть вверх ценам разрешил, опять же, новый закон, по которому плату за детский сад каждое дошкольное учреждение определяет в индивидуальном порядке. С другой стороны, закон наделил родителей правами следить за тем, как расходуются средства. Делать это должен специально созданный родительский совет. Однако на практике родительский контроль не работает: "Детсады прикармливают какого-нибудь родителя, по головке его ребенка лишний раз погладил – и все".

Панин привел в пример Европу – например, в Швеции 100% стоимости детского сада оплачивает государство. В Германии родители платят за питание, а дети из небогатых семей ходят в сад бесплатно, причем небогатой считается та семья, которая больше 15% совокупного дохода тратит на питание. У нас же на питание и ЖКХ многие семьи тратят 80 – 100% дохода.

Выбор читателей