Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: Московский губернский театр, фото Игоря Чунусова |
Именно об этой истине - простой и страшной в своей бытовой повседневности, - рассказывает новый спектакль Сергея Пускепалиса "Первое второе пришествие", созданный по мотивам одноименного романа Алексея Слаповского. Его премьера состоялась накануне в Московском губернском театре.
Сюжет пьесы незамысловатый и, в сущности, хорошо известный. В его основе - евангельская история, перенесенная в заштатный русский городок второй половины ХХ века. Блаженный житель Полынска Иван Нихилов, уставший от того, что "ничего не происходит", однажды уверовал, что его сосед Петр Салабонов - новоявленный Христос. Действительно, бывший десантник, а ныне простой работяга-ремонтник человек не совсем обычный: он странным образом влюбляет в себя окружающих, способен излечивать прикосновением тяжелые недуги, обладает удивительной силой и даже от водки не пьянеет.
Нихилов испытывает Петра, медленно, но верно убеждая того в своей правоте. Да и люди в Полынске истосковались по чуду. Они готовы к Его пришествию. Так начинается путь к Богу - Петра и тех, кто с ним сталкивается, - путь, в конце которого не так-то просто увидеть свет. Ведь за минувшие тысячелетия человеческая сущность нисколько не изменилась. Люди подвержены извечным страстям, искушениям и порокам. Они так же любят власть, богатство, запретный секс, они готовы лгать, предавать и убивать - ради собственных амбиций или, что еще страшнее, просто так - для удовольствия. Даже веру свою они охотно заменяют ритуалом, ведь восторженно вскидывать руки при имени Его проще, чем не грешить.
Ткань спектакля столь же проста и прозрачна, как и сама история. Режиссер намеренно отказался от всего, что обычно работает на внешний эффект: костюмы - повседневная (скромная, если не сказать бедная) одежда, сценическое пространство открытое, плоское и почти лишенное предметов, даже свет и музыка - едва заметные штрихи на фоне основного действа.
При таком подходе акцент полностью смещен на актерскую работу и, надо признать, Пускепалису удалось собрать отличную команду. Александр Аноприков в роли Петра Салабонова точен и убедителен. Сергей Степин в роли Нихилова бесконечно трогателен и наивен. Яркие и полные образы создают Елена Калабина, Анна Полозова, Степан Куликов, Елена Петрова, Андрей Носков, Галина Бокашевская и др.
Действо происходит не только на сцене. В какой-то момент сценой становится весь зал и это концептуально меняет восприятие происходящего. Поэтому, когда Петра-Иисуса жестоко убивают, невозможно отделаться от жуткого ощущения, что это делают не отмороженные неофашисты, а... все мы.
Каково это - быть Богом? В спектакле Сергея Пускепалиса нет ответа, но есть напоминание: люди должны задаваться этим вопросом хотя бы время от времени. Только благодаря этому у них есть шанс остаться людьми.
Государства-карлики нашли способ получить выгоду