"Театр без зрителя - это извращение"

Деятели культуры придумали, как на фоне утраты зрительского интереса к серьезным постановкам собирать полные залы и не уйти в коммерцию


Картина Оноре Домье "Мелодрама" (1856-1860 годы)



Театр - место для зрителя или для коммерции? Ответить на этот и другие актуальные вопросы попытались в ходе конференции под названием "Театр ближе, чем кажется" актеры, режиссеры и билетные кассиры. Мероприятие, посвященное Дню театра, прошло накануне в пресс-центре "Комсомольской правды". Попыталась разобраться в том, как в погоне за аншлагами не потерять самое главное - умение задеть зрителя за живое, и корреспондент "Yтра" Дарья Волкова.

Современный театрал серьезным постановкам предпочитает развлекательные, с ходу заявил управляющий директор группы компаний Ticketland.ru Виталий Виноградов. Он привел статистику: хотя бы раз в год в театр ходят порядка 20% россиян - в основном, женщины. Но есть подвох: некоторые зрители любовь к Мельпомене выражают только из желания как-то выделиться из "серой массы". Ну а кто ходит в театр редко, объясняют все нехваткой времени и дорогими билетами.

Художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский на собственном опыте убедился в том, что цены на билеты порой непомерно велики. "Я - за демократичный театр. Это не совсем правильно, когда билеты столько стоят. Идею народного театра, театра для людей, нельзя отбрасывать в угоду рыночных отношений", - отметил народный артист России. И грустно улыбнулся.

Заявления современных режиссеров о том, что они "творят для себя", являются ложными, уверенно констатировал Розовский, добавив: "Театр без зрителя - это извращение". "Это немного снобистский подход. Я думаю, эти люди лукавят, а ночью, оставшись наедине с собой, они плачут в подушку от того, что к ним пришел только один зритель, - продолжил он. - Они очень переживают, но вида не подают. Они слабаки. Они не могут собрать зал и прикрываются своим талантом, пытаясь оправдать художественную немощь".

Народный артист СССР Армен Джигарханян молодых режиссеров трогать не стал, зато основательно прошелся по российскому ТВ и назвал его влияние разрушающим: "Телевидение - это информация, а об искусстве оно в каком-то очень плохом виде рассказывает. Как только телевидение начнет всерьез заниматься искусством, театр придется закрыть. Оно мощнее". Покончив с телевидением, Джигарханян переключился на театральный репертуар и объявил: на сцене нельзя ставить только комедии. "Мы должны говорить о том, что нас волнует, и не бояться сказать истину. На знании системы Станиславского мы не выедем", - пояснил он свою мысль. Главное, считает Джигарханян, - это чтобы происходящее на сцене "задевало нервную систему".

Один из основоположников стационарного коммерческого театра в России Дмитрий Богачев ("Chicago", "Русалочка" и "Кошки") нашел спасение от тлетворного влияния ТВ в интернете: "Нужно выключить раз и навсегда этот ящик и перейти в другое пространство. Билетный бизнес, переходя в интернет, начинает жить в пространстве, где находится наиболее продвинутая часть аудитории".

В целом же эксперты сошлись в одном: чтобы театр не превратился в цирк или рынок, на поводу у капризной публики идти нельзя. Крайне важно соблюдать баланс в постановках: зрелищность на сцене нужно совмещать с глубиной и философией, заложенной режиссером. Тот же Богачев уверен: если "эффект делается ради эффекта, все превращается в концерт по заявкам", и ничего хорошего из этого не получается.

Чтобы сделать театр доступнее для широкой публики, можно продавать оставшиеся билеты со скидкой за день до спектакля. Такая практика, кстати, ведется в Нью-Йорке. Вырученные с продажи деньги театральный фонд направляет на гранты, стипендии и поддержку молодых режиссеров.

Выбор читателей