Общественная палата растерялась перед экстремизмом

Методик исследования текстов на предмет наличия признаков экстремизма насчитывается несколько десятков. Проблема в том, что суды и прокуратура поручают проведение экспертизы тем, кто даст "нужное" заключение


Фото: Ariane Lohmar/imagebroker/globallookpress



Во вторник в Общественной палате прошли слушания на тему "Правовое противодействие экстремизму и проблемы экспертизы", где была представлена методика исследования текстов на предмет наличия или отсутствия признаков экстремизма, разработанная специалистами Санкт-Петербургского государственного университета.

Как выяснилось в ходе обсуждения, главная проблема заключается не в отсутствии методик – их насчитывается несколько десятков. Проблема в том, что суды и прокуратура поручают проведение экспертизы тем, кто даст "нужное" заключение.

Например, эксперты нередко ссылаются в заключении на "скрытые призывы", "скрытую пропаганду". "Такие термины невозможно понять – что именно имеет в виду эксперт? Раз они "скрытые", то и указать на них невозможно", – говорит доцент кафедры уголовного права юрфака СПбГУ Сергей Оленников.

Российские законы об экстремизме и так умом не понять, а 9 мая вступает в силу еще одна спорная статья УК – сажать предполагается тех, кто усомнится в территориальной целостности России или будет призывать к ее нарушению.

Одним словом, для любителей потрепаться наступают непростые времена. "Размывается само представление о том, что такое экстремизм, – отмечает директор Информационно-аналитического центра "СОВА" Александр Верховский. – Власть произвольно пользуется терминами "экстремизм", "фашизм". По уголовным делам проводится много экспертиз комических". Так, немало экспертиз в качестве основного научного источника используют "Википедию".

Вообще же, в качестве экспертов по части экстремизма выступают все, кому не лень – и священники, и психиатры. Например, одну из книг включили в список запрещенной литературы после того, как некий психиатр "доказал", что общество после ее прочтения сойдет с ума.

А самый известный эксперт по экстремизму в России – "математик Крюкова от прокуратуры". "Эксперт Крюкова выпустила уже более 120 экспертиз, люди осуждены, это позор российского правосудия, – считает начальник отдела лингвистических исследований и экспертиз ГУП Москвы "Центр информационно-аналитических технологий" Юлия Сафонова. – Почему математик патологоанатомом не работает? Она ведь умеет нож в руках держать".

Председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести журналист Николай Сванидзе опасается, что "в связи с размытостью юридических границ есть нарастающая угроза, что в качестве экстремистских будут трактоваться действия не просто оппозиционные, но и не согласованные с властью". И вообще, не в Крюковой дело: "Если заказывается экспертиза с определенным результатом, то какая разница? Не будет этой Крюковой – будет другая Крюкова. Не нравится вам математик – они профессора найдут".

Выбор читателей