"Ё-мобиль" добили санкции

Два амбициозных российских проекта в сфере автомобилестроения умерли в один день. Последней каплей, добившей "Ё-мобиль" и Marussia, могли стать международные санкции и усиление бегства капитала


Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин



Понедельник ознаменовался кончиной сразу двух амбициозных российских проектов в сфере автомобилестроения. Сначала было официально объявлено об отказе Михаила Прохорова от проекта " Ё-мобиль". Позднее появилась информация о прекращении работ по созданию "первого российского суперкара" – Marussia.

Примечательно, что и в том, и в другом случае преемником оказался Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Совместно с компанией Фоменко он занимался разработкой еще одного масштабного проекта – "Кортеж" (автомобиля для первых лиц государства). В феврале правительство объявило, что выделит Минпромторгу на его реализацию 3,6 млрд рублей. Эти деньги планировалось распределить в 2014 – 2016 годах.

Судьба "Кортежа" пока не известна, но если учесть, что речь идет о госзаказе и основным его исполнителем был именно НАМИ, у проекта еще есть шансы на реализацию. Тем более что часть сотрудников Marussia Motors перешла на работу в институт.

Вполне возможно, что и технологические наработки по "Ё-мобилю", безвозмездно переданные НАМИ, пригодятся именно в работе по созданию первого за несколько десятилетий отечественного представительского автомобиля для VIP-персон. В прошлом году "Ё-ИНЖИНИРИНГ" делал для института анализ платформы проекта "Кортеж", а НАМИ, в свою очередь, проводил техническо-технологическую экспертизу "Ё-мобиля", сделав вывод о возможности создания серийного автомобиля, напоминает "КоммерсантЪ". И впрямь: несолидно как-то первым лицам России разъезжать на изделиях чужеземного автопрома, особенно в нынешних геополитических условиях. Правда, экономические условия могут заставить власти отказаться и от этой идеи.

Собственно, именно неблагоприятной обстановкой на рынке объяснили в "ОНЭКСИМе" свое решение. "В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно", – цитируют в пресс-релизе компании слова ее генерального директора Дмитрия Разумова. По данным "Коммерсанта", по ходу работы "возникало много текущих непредвиденных проблем", в итоге цена "Ё-мобиля" могла вырасти до 1 млн руб., что "в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля". "Было решено заморозить закупку основных линий, а потом и выйти из проекта в целом", – пояснил один из собеседников издания.

Независимые эксперты отмечают, что сомнения в жизнеспособности проекта сопровождали его на протяжении всего недолгого срока существования. В стране уже есть свой "народный автомобиль" марки "Жигули", примерно в той же ценовой категории, которая была объявлена для детища Прохорова, 350 – 450 тыс. рублей. А создать что-то столь же недорогое, но значительно более качественное в нынешних российских условиях нереально. Да и рынок в год запуска "Ё-мобиля" демонстрировал признаки оживления исключительно благодаря стимулирующим мерам со стороны государства, в частности – субсидированию процентной ставки на покупку автомобилей. И все прекрасно это понимали. Поэтому нынешние разговоры о резком ослаблении конъюнктуры выглядят несколько лукаво. Автомобильный рынок слабеет уже довольно давно.

Впрочем, нельзя все же исключать и влияния крымского фактора на экономическую ситуацию: стало очевидно, что затянуть пояса россиянам придется быстрее и туже, чем предполагалось еще в начале года. А международные санкции и усиление бегства капиталов отпугивают инвесторов, которых могли бы заинтересовать столь масштабные проекты, и лишают предпринимателей последних надежд на скорое восстановление экономики. Возможно, именно это и стало последней каплей, добившей "Ё-мобиль" и Marussia.

Выбор читателей