Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: AFP |
Впрочем, в странах, где "большая двойка" не работает по причине санкций, у CUP явное преимущество. Это Сирия, Иран, Узбекистан, Мьянма, Судан. Теоретически, у России есть все шансы к ним присоединиться, однако на практике ведущие международные платежные системы вряд ли пойдут на такой радикальный шаг, уверены эксперты.
Сами китайцы для заграничных поездок используют кобрендинговые карты, выпущенные в кооперации с теми же Visa и MasterCard. "Я был в Европе, покупал товар и свободно пользовался Union Pay. Причем комиссия при такой операции получается меньше по сравнению с оплатой наличными долларами", – делился положительным опытом использования национальной карты глава лаборатории исследований финансов и банков Академии общественных наук КНР Цзэн Ганн в ходе видеомоста, прошедшего в среду в РИА "Новости". На вопрос с российской стороны, не присутствовал ли случайно на этой карте логотип Visa или MasterCard, китайский ученый сначала пустился в пространные рассуждения об особенностях создания национальной платежной системы и только после повторения вопроса признался, что "без сотрудничества с ведущими системами, конечно, не обойтись".
При этом даже для достижения такого результата Китаю понадобилось десять лет – China Union Pay была учреждена в 2002 г. при активной поддержке Госсовета и ЦБ страны. Очевидно, что России времени потребуется ничуть не меньше.
То есть надо понимать, что на сегодняшний день реально можно говорить только о создании независимой от западных игроков внутренней платежной системы, но никак не международной. Впрочем, термин "создание" в данном случае не совсем корректный, считает председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ Яков Миркин. По его словам, национальная платежная система в стране уже существует, и речь идет о том, чтобы внести серьезные изменения в то, как она устроена. И, конечно, о вопросах экономической безопасности.
Операционные центры международных систем базируются за рубежом, и это не позволяет контролировать прохождение расчетов – в любой момент они могут быть остановлены. Что, собственно, и произошло с несколькими российскими банками в результате недавних санкций, дав новый импульс обсуждению старой темы.
На днях Госдума приняла в первом чтении поправки в закон "О национальной платежной системе" от 2011 г., согласно которым местные банки теперь должны работать с операционными и клиринговыми центрами, которые находятся исключительно на территории России. Центры, в свою очередь, не имеют права передавать данные по переводам внутри страны на территорию иностранного государства, за исключением информации о трансграничных переводах.
Для достижения этой цели совсем не обязательно заставлять международные компании переносить в Россию свои клиринговые центры, считает председатель Национального совета финансовых рынков Андрей Емелин. Можно создать единый клиринговый центр при ЦБ, обязав банки работать только через него. Правда, другие эксперты опасаются, что таким образом будет создана очередная монополия.
При обсуждении проблемы развития национальной платежной системы из поля зрения зачастую выпадает еще один немаловажный элемент – будет ли на нее потребительский спрос, готовы ли граждане ради государственного блага отказаться от своего личного удобства, которое вполне обеспечивают карты ведущих международных систем, напоминает начальник аналитического департамента Ассоциации российских банков Сергей Григорян. Таких граждан, между прочим, подавляющее большинство: на территории России 95% рынка платежных банковских карт занимают Visa и MasterCard.
Терпение Москвы и Пекина не безгранично