От невозвратных билетов не ждут ничего хорошего

Введение невозвратного тарифа на авиабилеты может очень больно ударить по кошелькам и без того небогатых россиян


Фото: Christoph Schmidt/ dpa/ Global Look Press



В понедельник в Общественной палате состоялся круглый стол "Невозвратный авиабилет: за и против". Доводов "за" в процессе обсуждения так и не нашли, зато доводов "против" оказалось более чем достаточно.

Введение невозвратных билетов – дело решенное. За этот законопроект уже проголосовала Госдума, при этом депутаты ссылались на то, что введение невозвратного тарифа позволит снизить стоимость билетов предположительно на 25%. Однако с такой постановкой вопроса оказались не согласны, в первую очередь, сами авиаперевозчики. Не менее 80% стоимости авиабилета составляют НДС, аэропортовые сборы, стоимость топлива и другие неснижаемые издержки, поэтому подешеветь на 25% невозвратный билет не может в принципе.

Председатель совета директоров авиакомпании S7 Наталья Филева заметила в ходе обсуждения, что РДЖ "дотируется на два миллиарда каждый год", тогда как многие авиакомпании даже при нынешних ценах на билеты влачат жалкое существование, берут самолеты в лизинг, а деньги – в кредит, причем не могут расплатиться ни за то, ни за другое. Состояние взлетно-посадочных полос во многих городах оставляет желать лучшего, "летят шасси, двигатели".

По словам Натальи Филевой, ни разу в истории российских авиакатастроф виновным не было признано государство – за плохое состояние технического оснащения аэродрома. Всегда виновными оказываются летчики, то есть авиакомпания.

По статистике, от полета, в зависимости от направления, отказываются 4 – 7% пассажиров. Однако значительную часть отказных билетов авиакомпании продают снова. Ожидается, что к новому закону будут приняты рекомендации, по которым невозвратными станут не более 10 – 15% авиабилетов.

При этом 4 – 7% пассажиров будут распределяться по рейсу равномерно, а не попадут все сразу в 10 – 15% купивших невозвратные билеты. Таким образом, речь идет примерно об 1% билетов, которые пассажиры захотят, но не смогут сдать.

"Будет ли невозвратный тариф самым дешевым? – поинтересовался у представителей авиакомпаний заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб. – В среднем по авиакомпании существует до 26 подклассов тарифа на один рейс. Бизнес-класс может оказаться дешевле эконома. Как это можно посчитать, что невозвратный тариф будет самым дешевым? Или все же один из 26 подклассов окажется дешевле? И что значит невозвратный? Человек летит с Камчатки, покупает билет за три месячных зарплаты... Все-таки у нас есть Гражданский кодекс, согласно которому сделки, заключенные в силу тяжелых жизненных обстоятельств, расторгаются судом".

Так что – все в суд. Сколько пассажиров в итоге захотят и не смогут сдать билеты, станет понятно через три месяца после того, как закон вступит в силу. К этому времени руководители авиакомпаний обещали представить статистику.

А пока на круглом столе были озвучены такие цифры: себестоимость при перелетах из России в дальнее зарубежье – 2 руб. за километр, внутри России – 4 руб., на местных воздушных линиях на самолетах типа Ан-2 – 30-40 руб. за километр.

Таким образом, пока не будет решен вопрос с теми же аэропортовыми сборами, говорить о снижении цены на билеты бессмысленно, уверяют представители авиакомпаний.

Невозвратные тарифы практикуются во многих странах. Однако в Европе, например, цена потерянного билета составляет в среднем 5% от зарплаты, тогда как в России соотношение "средний билет/средняя зарплата" – 30% и выше. Так что введение невозвратного тарифа может очень больно ударить по кошелькам и без того небогатых россиян.

Выбор читателей