Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ZUMAPRESS/globallookpress |
В понедельник власти самопровозглашенной Донецкой народной республики обратились к властям РФ с просьбой рассмотреть возможность принятия ДНР в состав России, о чем на пресс-конференции заявил глава временного правительства народной республики Денис Пушилин.
"Исходя из волеизъявления народа ДНР и для восстановления исторической справедливости просим Российскую Федерацию рассмотреть вопрос о вхождении ДНР в состав Российской Федерации. Народ Донетчины всегда был частью русского мира, независимо от этнической принадлежности. Для нас история России - это наша история", - заявил Пушилин. По его словам, Луганская и Донецкая республики могут войти в состав России на правах субъектов.
Подобное решение видится вполне логическим продолжением начатого донецкими и луганскими самопровозглашенными властями, если бы не одно "но". Некоторое время назад президент РФ Владимир Путин четко и ясно дал понять, что референдумы по независимости сегодня несвоевременны. Эти слова президента еще раз подтвердили предположения аналитиков о том, что, в отличие от Крыма (в котором у РФ всегда были стратегические интересы), Россия не горит желанием принимать в свои объятия еще и Донецкую и Луганскую республики.
Фактическим подтверждением этой позиции стало обтекаемое заявление Кремля о необходимости уважения выбора граждан, прозвучавшее в понедельник. При том, что этими словами Москва не сказала ни "да", ни "нет", в ее ответе не прозвучало главного - признания результатов референдума.
В пользу того, что в отношении восточных регионов Украины "крымский" сценарий Кремлем не рассматривался, может говорить и отсутствие активных переговоров с их представителями, как это происходило накануне присоединения Крыма. Нет также и достаточных оснований утверждать, что во время кризиса в Донбассе присутствовали представители российских военных и спецслужб. По крайней мере, в таком количестве, как это было в Крыму.
Конечно, утверждать со стопроцентной вероятностью, что демонстрируемое Кремлем нежелание вмешиваться в восточно-украинский кризис не является лишь тактической уловкой, нельзя. И все же, существует целый ряд оснований полагать, что, говоря о нежелании России вмешиваться в украинские дела, Путин был абсолютно искренен.
Во-первых, на протяжении всех лет президентства Владимира Путина, главным его кредо оставалось сохранение территориальной целостности России. И это ему блестяще удалось. Чисто психологически поверить в то, что человек с таким подходом будет прилагать усилия к территориальному и политическому расколу и разрыву соседнего государства, достаточно трудно. Крымская история стоит здесь несколько особняком, так как исторически считать полуостров исконно украинской территорией нет никаких оснований.
Во-вторых, присоединение восточных украинских республик к России становится непосильным бременем для слабеющей российской экономики. Вопреки расхожим утверждениям, что восток Украины является донором ее экономики, на деле все выглядит отнюдь не столь однозначно. Так, Донецкая область на протяжении многих лет продолжала оставаться самым дотационным регионом страны. В 2014 г. в государственном бюджете для этого региона предусмотрено более $625 млн дотаций и субвенций, что является абсолютным рекордом. Для Луганской области эта цифра составляет $300 миллионов.
Ситуация усугубляется тем, что дотируемой является главная отрасль экономики этих регионов - угольная. Добыча угля, включая качественный коксующийся, стремительно теряет рентабельность во всей Европе и даже в России. Массовое сворачивание угледобычи - распространенное явление на всем евразийском континенте. Добываемый здесь (преимущественно шахтным способом) уголь оказывается неконкурентоспособным по отношению к привозному (в том числе и австралийскому).
Ситуация на Украине усугубляется крайней технологической и инфраструктурной запущенностью местной угольной отрасли. Это же относится и к главному потребителю донецкого угля - металлургам.
В этой ситуации в Кремле прекрасно понимают, что присоединение к России Донецкой и Луганской республик потребует колоссальных вложений в их экономику и инфраструктуру. Нельзя исключать и того, что в рамках глобальных трендов угольную отрасль здесь придется сокращать, как это было сделано и в самой России. Это, в свою очередь, чревато тем, что Москве придется взять на себя содержание оставшихся без работы донецких шахтеров. На этом фоне траты, связанные с присоединением Крыма, могут показаться ничтожными.
Третьим фактором, удерживающим Россию от включения в свой состав украинских регионов, остается и нарастающее давление со стороны Запада. Несмотря на то что в последнее время Россия всячески демонстрирует нежелание прислушиваться к мнению Брюсселя и Вашингтона, существует целый ряд областей и вопросов, где взаимодействие с ними входит исключительно в сферу национальных интересов России.
Таким образом, можно сделать вывод, что присоединять к РФ свежеиспеченные независимые украинские республики не совсем в интересах Москвы. По крайней мере, на нынешнем историческом этапе.
Если это действительно так (а похоже, что так и есть), заявление представителей Донецка о желании вхождения республик в состав РФ является исключительно их собственной инициативой, не согласованной с Кремлем.
Это предположение подтверждает то, что на следующий день после референдумов, лидеры "республик", похоже, окончательно поняли, что нахождение в самостийном статусе без признания основными мировыми странами и экономическая блокада, а, возможно, и продолжение войсковой операции со стороны Киева - прямой путь к утрате только что обретенной независимости. И в такой ситуации единственным способом сохранить суверенитет является либо присоединение к России, либо получение от нее существенной помощи.
По сути, подобные действия "независимых лидеров" напоминают обычный шантаж и, фактически, толкают Путина к решениям, принимать которые сегодня не слишком целесообразно. Не исключено, что требуя от него кажущегося невозможным принятия в состав РФ, они на самом деле рассчитывают на получение в качестве отступного серьезной финансовой помощи, для своих республик. При том, что распределение ее будет осуществляться непосредственно через них.
Как поведет себя в этой ситуации глава российского государства, не известно. Очевидно, что сегодня он рискует оказаться в роли заложника сложившейся ситуации, однозначного выхода из которой уже не просматривается.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт