Госдума поставила точку в дискуссии о выборности мэров

Реформа местного самоуправления даст возможность регионам самостоятельно определять способы избрания глав муниципальных образований. Законопроект был принят во втором и третьем чтениях


ФОТО: © Прокофьев Вячеслав/ИТАР-ТАСС



Реформа местного самоуправления даст возможность регионам самостоятельно определять способы избрания глав муниципальных образований (напрямую населением или из состава представительного органа власти). Законопроект о совершенствовании системы местного самоуправления с такой поправкой во вторник, 20 мая, во втором и третьем чтениях приняла Госдума. Таким образом, депутаты поставили точку в дискуссии о выборности мэров. Вопрос будет решаться самими регионами, а не федеральным центром.

В России сегодня существует пять видов муниципальных образований: городские поселения, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. После старта реформы местного самоуправления, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, разработчиками закона было предложено ввести еще два вида: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

Такая система, считают авторы реформы, повысит самостоятельность территорий, разгрузит их от необеспеченных финансами полномочий и в целом приблизит власть к людям. Поправки ко второму чтению дали возможность регионам самостоятельно принять решение о порядке избрания муниципальных глав. Наряду с избранием главы из числа муниципальных депутатов закон оставил и прямые выборы. Выборный глава при этом сможет возглавить местную администрацию.

Комментируя принятый законопроект, председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению Виктор Кидяев ("Единая Россия") отмечает, что "регионы с муниципалитетами смогут найти правильный вариант". "Мы уходим от шаблонов, и, я думаю, что это правильно. Вариативность, многообразие формы – есть признаки истинного федерализма", - сообщил он.

В законопроекте о реформе МСУ предлагается также разделить функции городских и сельских поселений. По мнению Кидяева, "на селе надо сделать упор на доступ к культуре, массовому спорту, на благоустройство, поддержку сельхозпредприятий или малых предпринимателей, работу с детьми и молодежью". Для этого сельским поселениям закон оставил 13 "несгораемых" полномочий. Все остальные регион сможет забрать себе.

"Мы даем регионам механизм решения. Но скажу – реализация полномочий в дальнейшем напрямую будет связана с изменением бюджетного и налогового законодательства. Это наш с вами следующий этап", - заявил единоросс.

Все принимаемые изменения, по мнению Кидяева, "призваны сделать муниципалитеты сильными, успешными, отвечающими интересам всех социальных групп и способными выполнять общегосударственные задачи в контексте тех целей, которые определены президентом на долгосрочную перспективу".

По мнению первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме, председателя Всероссийского совета Местного самоуправленияВячеслава Тимченко, вариативность предлагаемых законом решений "позволит каждому субъекту Федерации найти оптимальную форму организации МСУ, отвечающую как особенностям региона, так и входящих в его состав муниципальных образований".

Парламентарий указал, что при определении регионом формы организации местного самоуправления территорий "должно быть обязательно учтено мнение населения муниципального образования, выраженное в соответствии с его уставом". Смысл этой нормы заложен в послании президента: приблизить муниципальную власть к населению, напомнил он. Для этого в законе и делается "упор на ключевое, первичное звено – поселения и внутригородские районы, где живут люди и где решаются их самые насущные проблемы".

Нормы законопроекта достаточно позитивно воспринимают и в регионах. Напомним, что закон прошел широкое обсуждение на разных площадках с участием экспертов и самих муниципалов. Так, депутат Кемеровского городского Совета народных депутатовАлександр Курасов считает правильным, "что федеральный законодатель оставил за региональным парламентом право выбора той или иной модели местного самоуправления".

"Я знаю города, в которых сити-менеджеры зарекомендовали себя хорошо. В то же время, для других муниципалитетов эта должность не является необходимой – они останутся при старой модели, будут избирать главу города прямыми выборами", - отметил он.

Кроме того, позитивным фактором Курасов считает и уменьшение полномочий сельских поселений. "В любом случае все средства сосредоточены в районе, у поселений может быть только внебюджетка, они только ею могут оперировать. Должны быть либо крупные сельские поселения, состоящие из нескольких мелких, либо вообще все в районе. Поселковые депутаты, которые ничего не решают, потому что у них нет никаких рычагов, дискредитируют местную власть", - заявил представитель Кемеровской области.

Выбор читателей