Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: Wikimedia/Андрей Романенко |
"Yтро": Алексей Львович, сначала о новом опусе — что это, симфония?
Алексей Рыбников: Не совсем. Все дни напролет сижу в своей лаборатории: идет студийная экспериментальная работа. Очень насыщенная. Дело в том, что мною придумана новая звуковая система и сейчас даже буду подавать заявку на патент... Так вот последнее мое произведение как раз базируется на этой системе, там много хоров, поющих как бы в разных пространствах (что-то уже записала капелла Юрлова, будем и дальше записываться с другими хорами). И когда произведение сложится в один пазл, устроим прослушивание сначала в студии, а потом выйдем с премьерой на большую сцену... Но это очень дорогостоящая история. Представляете — объединить такое количество людей! Сотни!
А на что это похоже, Алексей Львович?
Да ни на что из известного. Из того что я знаю по истории музыки, — мне кажется в этом направлении никто не думал. Это станет открытием, обещаю.
Тогда вернемся к ближайшей премьере — новому "Хоакину". В вашем театре его ставит Александр Рыхлов, насколько я знаю?
Да, а помогает ему балетмейстер Жанна Шмакова. Рыхлов предложил необычный рисунок всего действия — этакое сочетание музыки, авангардной сценографии, пластического ряда. Он же придумал сценические конструкции — сплетение фигур из металла.
Вы приглашаете сторонних звезд на главные роли?
Да упаси Бог. Активнейшим образом привлекаем молодежь, потому что нам важны свежие силы, яркие краски. В ансамблевости — наша сила, когда каждый становится главным героем... И вот что хочу сказать: недавно наш театр завершил турне по Соединенным Штатам (Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Чикаго), за неделю до этого были в Латвии, Эстонии, Финляндии. Потом уехали в Минск, потом в Баку. Так что артисты, играющие 9-го премьеру "Хоакина" до этого вели крайне насыщенную гастрольную жизнь, к тому же, не по самым простым местам... Тем более, в момент политического напряжения. У многих коллективов — я просто знаю это — гастроли проходят трудно.
А у вас?
А у нас... в Чикаго по завершении ""Юноны" и "Авось"" публика встала и стоя слушала песню на бис, как будто это был какой-то гимн. Ни один человек не сел! И флаг развевался Андреевский.
Но вернемся к предстоящей премьере — притче о Хоакине Мурьете... Содержание все то же?
Я бы не сказал, что то же. Хоакин — реальное историческое лицо. Он жил в середине XIX века в Калифорнии, его именем назван бульвар в Сан-Франциско. В "Ленкоме" мы придерживались поэтического материала Пабло Неруды, но ведь настоящая жизнь Хоакина куда интереснее, чем полумистическое "революционное обрамление". По сути, это тот же гастарбайтер, человек, приехавший на заработки в чужую страну и столкнувшийся с недовольным местным населением. И на фоне этого кровавого противостояния — великая любовь. Страшная месть. Мы вернули "Хоакину", утраченную в 70-е, актуальность.
Но все же не мешает напомнить в двух словах содержание: Хоакин Мурьета на корабле с другими мигрантами направляется в Калифорнию, мечтая разбогатеть. Там же, на судне встречает Роситу, в которую влюбился еще в Мексике, на карнавале. В Америке Хоакин работает на золотом прииске, при том, что Росита уже ждет ребенка. Но в ходе конфликта с местными Росита погибает. Хоакин становится бандитом и мстит всем...
Вот как раз очень важно, что Хоакин у нас мексиканец по происхождению, а не чилиец как у Неруды. Вообще герой достаточно проработанный. Я нарочно изучил всё, что когда-либо о Хоакине было написано или снято. Мне важно было его по-настоящему прочувствовать. И только тогда персонаж сам собой "встал на ноги", заговорил настоящим языком, обрел плоть и кровь, отбросив ненужную мистику ленкомовской "Звезды и Смерти".
И вы взяли за литературную основу стихи Юлия Кима?
И это была колоссальная удача. Ким сразу заинтересовался проектом, писал с большим азартом и, кстати, спектакль в "Ленкоме", так получилось, он не видел. Ну и хорошо. Ничего не мешало. А история-то глубокая. История о Хоакине сродни библейской притче. Нельзя злом отвечать на зло. Нельзя проливать еще большую кровь в ответ на ту, что уже была пролита. Вот главная смысловая линия. И уже на смертном одре, тяжело раненный американскими солдатами, Хоакин понимает это и... раскаивается.
И последний вопрос — касательно изменений в музыке...
Рок-опера стала более мобильной, концентрированной, сильной. Добавились отдельные темы — включая пролог и эпилог на мексиканском карнавале. Два часа — на одном нерве, ударная, литая постановка. Да и как иначе работать с нынешней молодежью? Хотя сама музыка в данном случае прозвучит в записи, потому что на сцене Театра Вахтангова при наших-то декорациях просто нереально посадить нашу же потрясающую рок-группу братьев Поздняковых... Но она обязательно выступит живьем, когда мы выйдем на большие пространства. В общем, с удовольствием всех приглашаю!
Всего трое лидеров не стали сфотографироваться рядом с российским дипломатом
Вердикт Байдена по дальнобойным ударом внес раскол в Европейский союз