Российский бюджет завис

Власти никак не могут решить, какой путь выбрать для наполнения казны - повышать налоги или распечатывать Резервный фонд. Первое категорически не нравится предпринимательскому сообществу, второе - Минфину


ФОТО: Globallookpress



Власти никак не могут решить, какой путь выбрать для наполнения казны - повышать налоги или распечатывать Резервный фонд. Перспектива увеличения фискальной нагрузки сильно возмутила предпринимательское сообщество, которое и так за последние годы заметно поредело в результате российского законотворчества. Но категорически против расходования Резервного фонда выступает Минфин, аргументируя свою позицию тем, что хватит этого ресурса ненадолго и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать.

Текущие расходные обязательства федерального бюджета РФ принимались, исходя из прогноза макроэкономического развития, существенно более оптимистического, чем складывающаяся в российской экономике ситуация, напомнила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. "Если бы мы смогли каким-то образом пересмотреть прогнозы по доходам или изменить наши оценки и вернуться к возможности изменения налогового законодательства, у нас было бы падение расходов очень существенное и нужно было бы сокращать расходы почти на полтриллиона рублей каждый год", - цитирует ее слова [LINK URL="1017493474.html" NAME="РИА "Новости""].

Потому и возник вопрос "а давайте мы, собственно говоря, Резервный фонд потратим". По словам Нестеренко, в правительстве звучат предложения направлять из Резервного фонда по полтриллиона рублей ежегодно на расходы. По состоянию на 1 июля Резервный фонд РФ составлял 2,937 трлн рублей. То есть нынешних накоплений при таком расходовании хватит максимум лет на шесть. Но при этом фонд будет практически исчерпан, потому что на возмещение потраченных средств, учитывая проблемы с его наполнением, рассчитывать не приходится.

В свою очередь, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупреждает, что в случае увеличения налогового бремени рост поступлений от одних налогов будет нивелирован снижением отчислений от других. При этом государство рискует получить целый букет неприятностей: рост инфляции, сокращение инвестиций и эпидемию фирм-однодневок.

По данным РБК, ни одно из предложений Минфина не находит поддержки у предпринимателей. Обсуждаемое повышение после 2018 г подоходного налога и НДС на 2% (до 15 и 20%, соответственно), а также концептуально одобренные правительством введение с 2015 года налога с продаж в размере 3% и отмена верхнего порога отчислений в ФОМС приведут к сокращению объемов производства и инвестиций.

Компании перестанут повышать зарплату сотрудникам, и это отразится на потребительской активности населения. А если бизнесмены увеличат затраты на оплату труда, сократится рентабельность бизнеса. В обоих случаях поступление в бюджет налога на прибыль может сократиться. Часть бизнеса вообще уйдет в "тень", а практика использования фирм-однодневок распространится, предупреждает РСПП. Для экономики все это чревато ростом инфляции, сокращением занятости и, как следствие, ростом социальной напряженности в обществе.

Выбор читателей