Россиянам не стоит рассчитывать на отечественные лекарства

Секторальные санкции для нефтегазового и военно-промышленного комплекса отразились и на других отраслях экономики, в частности - фармацевтической. Но опасаться эмбарго на западные лекарства не стоит


Фото: globallookpress /Daniel Reinhardt ©



Секторальные санкции против России формально касаются только нефтегазового и военно-промышленного комплекса, но на деле создают серьезные проблемы и в других отраслях экономики, в частности - фармацевтической.

Неожиданно оказалось, что ряд позиций - даже не сами приборы, а их комплектующие блоки, относящиеся к числу основных – подпадают под понятие "товары двойного назначения". Так, например, уже сейчас проблематично получить разрешение на ввоз любых насосов из Европы. А это один из ключевых элементов хроматографа (прибор для разделения и анализа смеси веществ). То есть, сам-то прибор через границу пропустят, но без насоса. Российские же аналоги возместить потерю не смогут, поскольку по характеристикам заметно отстают, рассказал корреспонденту "Утра" Василий Сахаров, руководитель подразделения компании "Элемент" (дистрибьютор оборудования) на международном форуме "Фармацевтика и медицинские изделия", прошедшем в Томске на этой неделе.

Не удивительно, что тема импортозамещения на мероприятии стала одной из основных: именно ей было посвящено пленарное заседание. Оборудование в фармацевтической отрасли России импортное на 99%. С лекарствами ситуация заметно лучше: по данным Минпромторга, доля российских препаратов на отечественном рынке составляет около 30%. За последние пять лет объем их производства увеличился вдвое и сегодня превышает 200 млрд руб., сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб. По его словам, уже через два - три года местные компании смогут полностью обеспечить наличие необходимых локальных продуктов в системе здравоохранения РФ.

"В указе президента РФ есть индикатор: к 2018 году мы должны 90% лекарственных средств, входящих в список ЖНВЛП (жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов), производить на территории РФ. Мы к нему стремимся", - пояснил замминистра. Он также подчеркнул, что в России научились производить практически любые лекарственные препараты. "И если раньше мы занимали существенную долю в тех областях, где необходимо поставлять лекарственные препараты в большом объеме, то сейчас речь идет уже о создании сложных, дорогостоящих лекарственных средств", - резюмировал представитель Минпромторга.

Но пока российские предприятия производят, в основном, дженерики из китайских и индийских субстанций, парировал директор компании Scientific Future Management Андрей Артамонов. Оригинальные препараты, которые обеспечивают максимальную маржу, а, следовательно, и возможность развития бизнеса и инвестиций в маркетинг и продвижение, продают в России иностранцы, которые, в лучшем случае, упаковывают лекарственные средства в РФ. А внедрить в производство отечественные разработки крайне сложно.

Все системы создания и продвижения лекарственных препаратов в той или иной степени копируют либо американскую, либо европейскую модель, мимикрирующие под международные правила и нормы, поясняет эксперт. На деле это дает сверхпреимущество глобальным концернам: прикрываясь данными требованиями, они выстраивают многоступенчатые барьеры для национальных компаний. Чтобы их преодолеть, нужны огромные средства, а заработать такие деньги на дженериках не получится, вот и выходит замкнутый круг.

"Например, все прикрывается многоцентровыми исследованиями на огромном количестве пациентов в разных странах, хотя они проводятся в разном климате, на разных расах, с разными условиями заболевания, а в конце мы видим манипуляцию статистикой. И даже FDA (управление пищевой и медицинской промышленности, США) уже не рекомендует обращать внимания на эти огромные исследования, поскольку понимает, что это сильно ограничивает конкуренцию. А ведь аргумент почти непробиваемый: "У вас сколько пациентов в исследованиях - 500? А у них 40 тысяч! Вам не верю". А чтобы дойти до 40 тысяч и встать на одинаковую позицию (даже если на это есть деньги) потребуется лет 15 - 20. А дальше закончится патентная защита на препарат, что и нужно конкурентам", - сетует господин Артамонов.

Слепое копирование западных стандартов под лозунгом "Мы хотим перенять все лучшее" приводит к тотальному предоставлению конкурентного преимущества западным компаниям, считает он. Вследствие этого появляются экономически необоснованные затраты и на исследования, и на производство, и на вывод на рынок и продвижение лекарственных препаратов. Так российским производителям отводится заведомая роль аутсайдера.

Эксперт предлагает создать национальные институты по сертификации стандартов качества и возродить систему ННН (национальных непатентованных названий). И пусть они взаимодействуют с международными системами или национальными системами других стран, обеспечивая взаимное признание правил.

Он также отмечает, что сегодня в России существует много различных программ, поддерживающие разработки лекарственных средств, через которые финансируется создание новых молекул, клинические исследования и т.д. Например, в "Фарме-2020" (стратегия развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г.) заявлено создание 950 новых молекул. Но до рынка дойдут, в лучшем случае, несколько десятков, полагает Аратамонов, поскольку зачастую конечной целью является получение денег и написание отчетов, а не производство нового лекарственного средства. "Может быть, попробовать финансирование отнести на последний этап, на этап вывода лекарства на рынок, а до этого иметь от государства только гарантию компенсации части затрат, если препарат дойдет до пациента. Таким образом, мы добьемся присутствия на рынке только реальных игроков, а вся пена исчезнет", - рассуждает он.

Утешает в этой ситуации лишь одно: при таком раскладе вряд ли стоит опасаться введения эмбарго на поставки лекарств из западных стран. С таким предложением в начале сентября выступили несколько членов Совета Федерации, что вызвало бурную реакцию в СМИ. Позднее премьер-министр Дмитрий Медведев успокоил общественность заявлением о том, что запрещать импорт лекарственных препаратов РФ не собирается, однако страна будет пытаться обеспечить некоторую независимость в данной сфере.

"Нужно разделять санкции и попытку государства дать преференции локальным производителям, - предупреждает генеральный директор компании Pfizer в России Данил Блинов. - Желание локализовать производство и инвестировать в локальных производителей - вполне законная потребность общества и государства. Ничего страшного я здесь не вижу. Но нужно очень четко и внимательно строить диалог с государством о том, как эти процессы должны выстраиваться".

Он напомнил, что в список запрещенных продуктов по определенному стечению обстоятельств попали некоторые биологические добавки, и, когда это обнаружилось, в течение нескольких дней было принято решение о возвращении данных БАДов на российский рынок. "На мой взгляд, это свидетельство того, что Россия не заинтересована в том, чтобы лишать своих граждан качественной фармацевтической продукции, не важно, где она производится - на Западе или в России", - резюмировал эксперт.

Выбор читателей