Российские ядерщики стали соавторами научных достижений года

Ученые из России стали соавторами работ, вошедших в топ-10 по версии авторитетного журнала Physics World. Среди отечественных разработок - радиоактивный прибор для изучения состава грунта на поверхности кометы

ФОТО: Mpi Münster/globallookpress.com

Посадка научного модуля "Фила" на поверхность ядра кометы Чурюмова-Герасименко названа авторитетным журналом Physics World научным достижением года. Любопытно, что "Фила" собрал данные о составе грунта на  комете благодаря российской разработке - уникальному радиоактивному источнику, созданному на основе изотопа кюрия-244 и изготовленному димитровградским Научно-исследовательским институтом атомных реакторов (НИИАР), входящим в госкорпорацию "Росатом".

На борту модуля установлен спектрометр альфа-частиц и рентгеновского излучения APXS  - прибор для изучения элементного состава вещества поверхности кометы. В результате облучения грунта альфа-частицами от источника на основе кюрия-244 возникает вторичное гамма-излучение, по которому можно судить о составе поверхности кометы.

Российские ядерщики стали соавторами и другой работы, попавшей в топ-10 журнала Physics World. Речь идет об открытии, позволившем выяснить особенности рождения энергии Солнца, сообщает РИА "Новости".

Международный проект "Борексино" впервые в истории изучения Солнца выяснил, что почти вся энергия нашего светила обусловлена термоядерной реакцией слияния двух ядер водорода, протонов, с образованием дейтерия.

В соответствии с современными астрофизическими моделями, основным источником энергии Солнца является так называемая протон-протонная цепочка реакций  - последовательность термоядерных реакций в звездах, приводящая к превращению водорода в гелий.

Впервые доказательство протекания такой реакции на Солнце проект "Борексино" получил в 2011 году. Теперь оказалось, что эта реакция образует около 99% всей солнечной энергии.

В проекте участвуют научно-исследовательские институты из Германии, Италии, Польши, России, США и Франции. Россию в "Борексино" представляют Национальный исследовательский центр "Курчатовский Институт", Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Скобельцына МГУ, Объединенный институт ядерных исследований (Дубна) и Национальный исследовательский ядерный университет "Московский инженерно-физический институт" (МИФИ).