Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Россияне продолжают приспосабливаться к кризису. За последние три месяца 39% стали покупать продукты более дешевых марок, 31% отказались от покупки некоторых продуктов, 29% в принципе стали покупать меньше продуктов, свидетельствуют данные очередного исследования, проведенного Фондом общественного мнения 15 марта 2015 года. В ноябре 2014 г. показатели по всем трем пунктам были несколько ниже - 28%, 22% и 20%, соответственно.
Участники опроса также стали реже ходить за продуктами питания - об этом заявили 15% респондентов против ноябрьских 11%. Правда, количество тех, кто чаще ходит за продуктами, тоже слегка подросло - с 1% до 2%, но и это можно объяснить разновидностью кризисной стратегии. Если раньше многие предпочитали посещать магазин раз в неделю и закупаться впрок, не имея четкого плана по меню и рискуя тем, что часть продуктов может испортиться, то сейчас к этому процессу подходят более осознанно, покупают в небольших количествах именно то, что планируется использовать в ближайшие дни.
В целом более половины россиян (51%) за последние полгода стали больше экономить на продуктах питания. Ровно столько же ответили положительно на данный вопрос в феврале. При этом в конкретных товарных категориях произошло некоторые снижение показателей. Так, в феврале на мясе и птице экономили 32%, в марте - 28%, на сыре и колбасе - 30% и 26%, соответственно, на фруктах - 27% и 23%, на рыбе и морепродуктах - 25% и 20%, на молочной продукции - 12% и 9%.
Возможно, это объясняется отказом от покупки каких-либо деликатесов, что позволяет меньше экономить на основных продуктах. Также сказывается стабилизация валютного курса и небольшое замедление роста цен – если в первые месяцы года присутствовал шок от резкой инфляции и ощущение неопределенности, то к весне граждане привыкли к новым ценникам и несколько осмелели.
Еще больше это заметно в непродовольственных товарах. В феврале 48% респондентов заявили о том, что за последние полгода стали больше на них экономить, а в марте - 43%. Соответственно, снизились показатели и по конкретным категориям. Единственным исключением стали парфюмерно-косметические товары - на них сегодня экономят 14% против февральских 13%. Скорее всего, это сезонный фактор: парфюмерия и косметика традиционно пользуются спросом в преддверии "романтических" праздников, после чего закономерно наступает спад.
По-прежнему, в первую очередь, экономят на одежде и обуви - 26% в феврале и 24% в марте, на развлечениях - 16% и 14%, соответственно, на путешествиях - 12% и 10%, на кафе и ресторанах - 12% и 10%.
При выборе продуктов питания и непродовольственных товаров россияне вновь начинают ориентироваться не только на цену (самое дешевое), но и на потребительские свойства товаров.
Заметно изменилась и реакция на рост цен. Хотя по-прежнему большинство россиян думают, в первую очередь, о том, как сэкономить, сократить потребление (49%), растет число тех, кто, прежде всего, думает о дополнительном заработке, - 38%. В феврале "экономистов" было 55%, "активистов" - 33%.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг