Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Знаменитый композитор, народный артист России и заслуженный деятель искусств Максим Дунаевский недавно отпраздновал 70-летие. В интервью "Yтро.ru" маэстро рассказал о работе над мюзиклом "Алые паруса", о творческих планах, а также о том, что мешает созданию новых легендарных хитов
"Yтро.ru": Максим Исаакович, правда ли то, что вы не читали "Алые паруса", прежде чем начали работу над проектом?
Максим Дунаевский: Да, это действительно так. Я прочел книгу уже после того, как задумал писать мюзикл. Признаюсь честно, я и "Трех мушкетеров" писал, не читая книги! Однако этот факт совершенно не отражается на моей работе. Мне нравится идейный замысел, и то, что можно с ним сделать. Вопросы, которые занимают меня в первую очередь, - это как возможно воплотить образы в музыке, как бы выглядела театральная постановка, и как это все могли бы исполнить артисты. А сама литературная база - всего лишь повод для вдохновения.
"Y": Почему вы решили выбрать именно эту историю? Сколько времени шла работа?
М.Д.: Мне очень часто задают этот вопрос. Как ни странно, не история Ассоль и Грея подтолкнула меня на создание данного проекта. Все вышло совершенно случайно: я встретил талантливую четырнадцатилетнюю девочку, дочь моего товарища - режиссера Юрия Шеринга - и предложил ее отцу создать для нее музыкальный проект. И в качестве идеи навскидку предложил "Алые паруса".
"Y": И сколько времени шла работа?
М.Д.: Музыку я написал за три дня. Это рекорд. Так же, как и кратчайшие сроки, в которые была осуществлена постановка мюзикла.
"Y": Создавая мюзикл, вы проводили параллель с легендарным фильмом Александра Птушко "Алые паруса" 1961 года? Пересекаются ли образы героев Грина в столь разных жанрах?
М.Д.: Нет. Никакой параллели нет, поскольку фильм не музыкальный. Я даже не видел смысла его пересматривать. Моя работа - это абсолютно новаторский взгляд.
"Y": А организационными процессами занимались?
М.Д.: К счастью, организационной работы я теперь не касаюсь. Эта задача легла на плечи сильнейшей команды профессионалов. Я же занимаюсь только музыкой. Ну и выполняю представительские функции.
"Y": В одном из интервью вы сообщили, что в последнее время акцентировали всю свою творческую деятельность исключительно на мюзиклах, и другими жанрами совсем не занимаетесь. Это так?
М.Д.: Мюзикл - это моя жизнь. С самого детства я невероятно люблю этот жанр, с тех самых пор, как впервые в своей жизни увидел мюзикл-оперу "Порги и Бесс" Гершвина. Мне показал его отец, и на тот момент мне было шесть лет.
"Y": А как же кино?
М.Д.: Для кино я сейчас пишу очень мало. Наш кинематограф нынче находится в плачевном состоянии благодаря его же создателями и властям, которые его просто напросто развращают. Владимир Ильич Ленин говорил, что кино является самым массовым из искусств. Так вот, я считаю, что у нас оно таковым не является. В России хорошо делают авторские фильмы для узкого круга зрителей, а массовое кино умерло и не скоро возродится. Потому что кадры утеряны. Мы стали забывать про талантливейших режиссеров, которые у нас были и есть, всем ведают малограмотные продюсеры. Я написал музыку более чем к ста фильмам, поэтому немного в этом разбираюсь. Не могу работать с людьми, которые не понимают, что такое музыка, актер и сценарий. Я постоянно получаю массу предложений, но, прочитав три страницы сценария, как правило, выбрасываю его.
А про жанр музыкального кино нужно совсем забыть. Никто этого сегодня не желает и не умеет делать. Леонид Квинихидзе, который создавал прекрасные музыкальные фильмы, ту же "Мэри Поппинс", давно уже не снимает кино, а занимается театром.
"Y": Вы написали музыку к "Трем мушкетерам", и множество популярных шлягеров. А большой ли процент ваших произведений не стал хитами?
М.Д.: Я никогда не ставил перед собой цели написать как можно больше хитов. Я думаю лишь о том, что нужно создавать красивую, доходчивую, попадающую в сердца и души музыку. А вот хиты, которые все будут насвистывать и напевать, сейчас уже придумать практически невозможно. Во-первых, потому что сегодня нет таких тем, которые бы охватили всех. Как я раньше говорил, песня должна понравиться детям, взрослым и пьяным. Но сейчас пьяным и женщинам нравится Стас Михайлов, а детям, как ни странно, по вкусу совершенно взрослая и глубокая музыка. Я хочу сказать, что найти такую "всеохватывающую" тему невозможно. А стараться ради определенного узкого круга я не вижу смысла.
"Y": И как, по вашему мнению, можно было бы решить эту проблему - отсутствия новых хитов?
М.Д.: Вот существует прекрасная мюзикловая ниша. Однако оттуда хиты у нас не выходят. В отличие от Запада, там, как раз-таки выходят (вспомните "Нотр Дам", те же "Кошки", и "Фантом" - множество мюзикловых хитов стали мировыми). В России этого нет, потому что у нас, к сожалению, мюзикл как жанр не поддерживается средствами массовой информации. Радиостанции не хотят брать песни из мюзиклов, потому что это "не формат", понимаете. Их невозможно распространять и пропагандировать. Поэтому про хиты мы сегодня помолчим. Хотя именно "Алые паруса" имеют несколько композиций, которые вполне могли бы стать суперхитами.
"Y": Расскажите, пожалуйста, на какие литературные произведения вы хотели бы написать музыку, чтобы впоследствии реализовать их постановки на театральной сцене?
М.Д.: У меня несколько задумок, не все их я готов раскрывать сейчас, боюсь сглазить. Пожалуй, расскажу о последней моей работе, которая уже на данный момент находится в процессе завершения. Я создаю оперу - мюзикл по мотивам повести Николая Гоголя "Шинель".
"Y": Если не секрет, как вы отметили свой юбилей?
М.Д.: Пока никак. Было много работы, сейчас собираю силы, чтобы отметить. В кругу близких людей, разумеется.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг