Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Есть ли сегодня в России кризис? Этот вопрос обсуждался на очередном заседании Столыпинского клуба "Деловой России" во вторник, 14 апреля. Подавляющее большинство собравшихся ответили положительно, однако примерно 10% все-таки высказали приверженность иной точке зрения.
Председатель комитета Госдумы по вопросам безопасности Ирина Яровая, известная своими патриотическими инициативами вроде запрета изучения иностранных языков, уверена, что никакого кризиса в России нет, а есть привычка сгущать краски при оценке политической и экономической ситуации.
Проблемы в стране, по мнению депутата, имеются, но они импортированы извне. Продолжается мировой экономический кризис, претерпевают серьезную девальвацию глобальные либеральные инструменты и нормы международного права, пояснила Яровая, они используются как инструмент прямой агрессии, давления, недобросовестной конкуренции. И это давление в полной мере испытывает на себе Россия. "Наша задача - понимая внешние вызовы, риски и угрозы, анализируя наши проблемы и возможности, не пребывать в состоянии уныния, а действовать", - резюмировала она.
С тем, что мы по-прежнему живем в эпоху глобального кризиса, согласны лидер КПРФ Геннадий Зюганов и советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев. В прошлом веке два системных кризиса капитализма завершились мировыми войнами, и Россия оказалась в эпицентре всех событий, напомнил глава Компартии. И нынешний кризис такой же, как предыдущие, считает он.
Смена технологических укладов и смещение центров глобального развития в ЮВА сопровождается большой турбулентностью и военно-политическими рисками, возрастает угроза войн, признал Глазьев. Но сегодня Россия является фактически единственной страной, где идет падение производства, хотя никаких причин для этого нет, отметилт он. Производственные мощности, по данным эксперта, загружены лишь на 60%, создание Таможенного союза решает проблему кадров (в Белоруссии и Казахстане достаточно свободной рабочей силы), инвестиционный потенциал тоже не так плох, как кажется.
Почему же мы все-таки падаем? Из-за неправильных решений, продиктованных рекомендациями МВФ, полагает Глазьев. Первое - несвоевременная отправка рубля в свободное плавание. Второе - резкое и существенное повышение процентной ставки. В результате реальный сектор оказался отрезан от финансового, а монетарное сокращение экономики привело к сжатию производства. Российский ВВП мог бы и сейчас расти не менее чем на 5%, если бы мы сами себе не вырыли ловушку, констатирует советник президента.
По мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в России существует свой собственный внутренний системный кризис, которого нет в других странах мира, вопреки позиции МВФ заливших экономику деньгами, в результате чего она задышала. Это кризис действующей экономической модели, основанной на экспорте энергоресурсов. Многие вещи были сделаны правильно, уже к 2007 г. страна добилась хороших результатов, но вместо перехода на этап глубоких структурных изменений, диверсификации экономики произошла консервация существующих механизмов и окончательное заражение "голландской болезнью".
Нынешняя модель российской экономики уже не способна обеспечивать страну необходимыми ресурсами. Сегодня очень быстро нужно искать новые способы зарабатывать, новую парадигму развития, потому что рецессия - это еще не масштабный экономический кризис, но он уже зреет, предупреждает бизнес-омбудсмен.
Сами члены клуба разошлись во мнениях о том, по какому пути должна теперь следовать Россия. Большая часть голосов примерно поровну разделилась между социализмом и капитализмом, но также довольно много голосов было отдано за создание общественного строя, представляющего нечто среднее между двумя классическими системами.
Общими усилиями участники заседания выработали несколько предложений по мерам для преодоления неблагоприятной ситуации. В первую очередь, необходимо создание многоканальной системы кредитов, с тем чтобы сделать их доступными для всего реального сектора, и обратный налогово-бюджетный маневр - снижение налогов на труд (добавленная стоимость, соцтрахование и т.д.) за счет переноса тяжести налогообложения на природную ренту. Среди других мер - дальнейшее расширение евразийской интеграции, исполнение майских указов президента, целевое использование бюджетных средств, улучшение системы образования, максимальное снижение нагрузки на малый бизнес, снижение издержек монополий и тарифов, сокращение государственного и увеличение частного сектора в экономике.
Страну ждут грандиозные перемены