На поверхности Европы нашли соль

Планетологи из Лаборатории реактивного движения NASA ставят эксперимент, который поможет понять, есть ли на спутнике Юпитера условия для поддержания жизни

Необычные темные пятна на ледовом щите Европы, спутнике Юпитера, оказались залежами соли. Ученые, опубликовавшие статью в журнале Geophysical Research Letters, предположили, что соль попала на поверхность спутника вместе с водами, которые "сбежали" из подледного океана юпитерианской луны и почернели под действием космических лучей.

"У нас есть много вопросов по отношению к Европе, и главным и самым сложным из них является загадка того, есть ли в ее водах жизнь. Подобные исследования крайне важны для того, чтобы получить ответ на вопрос, на который мы можем дать ответ - есть ли на Европе условия для поддержания жизни. Когда мы решим эту задачу, мы сможем решить и главный вопрос", - пояснил Курт Нибур из штаб-квартиры NASA в Вашингтоне.

Нибур и несколько других планетологов под руководством Кевина Хэнда из Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене (США) сделали такой вывод после экспериментов с прибором, которые ученые в шутку называют "Европой в консервной банке".

Эта "консерва" представляет собой набор холодильников, образцов льда, магнитов и других научных инструментов. Все они помогают ученым воссоздавать на Земле условия, схожие с теми, которые свойственны поверхности Европы сегодня - температура в -173°С , практически полное отсутствие атмосферы, большое количество космических лучей и сильное внешнее магнитное поле, вырабатываемое Юпитером.

Ученые надеялись, что этот прибор должен был помочь им раскрыть загадочное свойство Европы: откуда на ее поверхности берутся темные пятна. Впервые они были обнаружены камерами зонда Galileo еще в 1997 году.

Хэнд и его коллеги попытались решить эту проблему методом подбора. Из предположительных компонентов они подготавливали образцы ледового щита Европы, закатывали их в "консерву" и наблюдали за тем, что происходит со льдом. Ранее ученые считали, что темные пятна Европы носят внешний характер - они могут формироваться из соединений серы и магния, которые выбрасываются в космос вулканами ее "соседки" - Ио - и оседают на поверхности водной планеты.

Как показали эксперименты группы Хэнда, подобное внешнее воздействие вовсе не обязательно - темные пятна с "правильным" оттенком и спектром могут появляться даже в ситуации, когда на поверхность Европы попадают соленые воды ее океанов, это происходит периодически. Вода испаряется или замерзает, и на поверхности возникают залежи соли, которые со временем чернеют под действием космических лучей, разгоняемых и вырабатываемых мощным магнитным полем Юпитера.

Сложность для ученых состоит в том, что проверка этой гипотезы пока мало осуществима. Ни один земной или космический телескоп не обладает достаточным разрешением для того, чтобы точно изучить свойства пятен на Европе. С другой стороны, в ближайшем будущем к Юпитеру и Европе будет отправлен европейский зонд JUICE с рядом российских приборов на борту, а в далекой перспективе - и его американский собрат "Европа-Клипер". Их инструменты помогут проверить идеи Хэнда и его коллег.