Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Ситуация вокруг благотворительного фонда Дмитрия Зимина "Династия", отнесенного Минюстом к разряду иностранных агентов, продолжает накаляться. О всей абсурдности данного решения заявил во вторник, 26 мая, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Глава РСПП дал понять, что готов обратиться в Минюст и к президенту страны в защиту фонда.
"Я как президент РСПП готов инициировать обращение в Минюст, чтобы они пересмотрели свое решение", - заявил Шохин в эфире Business FM. "Минюст должен извиниться перед Зиминым. Если такие НКО подпадают у нас в реестр, то что-то не то с законодательством", - подчеркнул Александр Шохин.
Ранее в поддержку фонда выступили глава "Комитета гражданских инициатив" и экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, а также уполномоченная по правам человека Элла Памфилова. На сайте Общества научных работников было опубликовано открытое письмо, где несколько российских ученых выступили с просьбой не причислять фонд к списку иностранных агентов.
Абсолютно лояльного действующей власти президента РСПП (равно как и Алексея Кудрина) отнести к разряду бунтарей, поддерживающих "агентов", действующих на территории России на иностранные деньги, не повернется язык ни у одного здравомыслящего человека, знакомого с ситуацией. Из чего следует, что ничего предосудительного за благотворительным фондом Дмитрия Зимина не числится.
Вопрос лишь в том, готовы ли это услышать чиновники, столь рьяно взявшиеся за исполнение нового закона об НКО. Понятно, что главной задачей их подавляющего большинства является банальное "выживание в системе", являющееся залогом как общественной значимости, так и личного достатка "выжившего". Необходимое условие выживания – безоговорочное выполнение установленных правил и рамочных указаний руководства, невзирая на их несовершенства.
Осознание возможной абсурдности поставленной "задачи", равно как и возможных негативных последствий ее "решения" в данном случае не лучший помощник чиновника. Прочно засевший в памяти указ Петра Великого, предписывавший перед начальством вид иметь лихой и придурковатый, видимо, мешает в ежедневной деятельности отличать палец от сами знаете чего.
Похоже, это понимает и сам Дмитрий Зимин, заявивший во вторник о готовности прекратить финансирование фонда, чтобы не допустить его закрытия. Напомним, что фонд "Династия" финансируется за счет собственных средств Дмитрия Зимина, поступающих из-за рубежа. "Мои деньги хранятся за рубежом, я этого никогда не скрывал. Но и у России ее деньги тоже хранятся за рубежом", - напомнил основатель фонда.
Удастся ли фонду решить возникшую проблему, не известно. Побороть сопротивление системы писаных и неписаных бюрократических правил практически невозможно. Особенно учитывая тот факт, что вся деятельность "Династии" связана с наукой и образованием и лишена даже косвенных намеков на политику.
Возможно, чиновников озадачил тот факт из прошлого, что председателем Совета фонда является ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, ранее покинувший Россию по политическим причинам. Впрочем, не совсем понятно, почему в этом случае давлению подвергся сам фонд, занимающийся исключительно наукой. И таких вопросов, не предполагающих официальных ответов, достаточно много.
Если у этой истории есть какое-то двойное дно, связанное с деятельностью фонда, если организация в чем-то серьезно провинилась или куда-то "не туда" влезла, то что мешает открыть эти факты? Будут факты - будет другой разговор. Однако вместо этого чиновники предпочитают отсиживаться за частоколом пунктов нового закона об НКО, что косвенно свидетельствует об отсутствии какого бы то ни было криминала, кроме личных денег основателя фонда, хранящихся за границей.
Казалось бы, какое дело до ситуации вокруг "Династии" гражданам, не имеющим отношения к науке и образованию? На самом деле, как минимум одна причина интересоваться у них быть должна. Ситуация вокруг фонда явно указывает на пробелы в действующем законодательстве, по причине которых под ударом оказывается одна из структур, занимающихся формированием интеллектуальной элиты страны. А значит, эти пробелы необходимо устранять. Будет ли сделано это на практике - вопрос отдельный.
Более того, нынешняя правоприменительная практика по отношению к НКО начинает оказывать медвежью услугу самому российскому государству. Как и в случае с попыткой отправить за решетку многодетную мать, позвонившую в украинское посольство, атака на "Династию" говорит лишь о неадекватности самих атакующих.
А число таких деятелей, старающихся бежать впереди паровоза, в России растет. И частный случай слишком буквального исполнения закона без принятия немедленных мер по "откату" ситуации вполне способен породить брожение в умах и части элиты, и бизнесменов, и благотворителей. И кому это пойдет на пользу?
Не менее важен и тот факт, что финансирование фонда Зиминым является нечастым примером того, как крупный бизнес пытается участвовать в общественной жизни страны и делает то, чего по каким-то причинам не смогло сделать государство. Более того, бизнес в ответ на финансирование фонда не просит от государства вообще ничего.
Казалось бы, таких предпринимателей власти должны принимать с распростертыми руками. Однако на деле их причисляют к "агентам", а слово это взывает к исторической памяти, однозначно ассоциируясь со словом "шпион", что в конкретном случае очевидно неуместно.
Каким может быть выход из ситуации? Вряд ли государству удастся перевоспитать многочисленных и слишком рьяных чиновников, не видящих разницы между финансируемыми из-за границы политиками и фондом, занимающемся наукой. Также вряд ли государство оставит в покое тему финансирования НКО.
Остается только взяться за переписывание условий уже принятых законов. Поправки к ним вполне могли бы снять остроту вопроса и помочь ученым в конкретном случае и стране в общем. Хочется верить, что обращение здравомыслящих людей, таких, как Александр Шохин, заставит руководство страны взглянуть на проблему под другим углом.
Всего трое лидеров не стали сфотографироваться рядом с российским дипломатом