Зарубежное имущество РФ оказалось под угрозой

Бывшие акционеры "ЮКОСа" добились ареста госактивов России в Бельгии и во Франции. Представители РФ уверяют, что объемы арестованного имущества незначительные, но сам факт произошедшего неприятен

В среду, 17 июня, французские приставы приступили к исполнению судебных решений, направленных на арест российского имущества во Франции во исполнение решения третейского суда в Гааге, который обязал РФ выплатить почти $50 млрд компаниям, аффилированным с бывшими акционерами "ЮКОСа". Накануне стало известно, что такое же решение приняла и Бельгия.

Данную ситуацию журналистам в четверг, 18 июня, прокомментировал глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев.

"Он (объем арестованного имущества) незначительный, не имеет серьезного финансового ресурса. Сам факт, конечно, очень неприятный. Действительно, можно ожидать распространения таких действий", - сказал Улюкаев.

"Мы должны оценивать риски, я считаю, что такой риск есть", - добавил он, имея в виду, что риски ареста государственных активов есть и в странах Евросоюза, и в США, и в других странах мира.

При этом министр исключил возможность каких-либо выплат по решению суда в Гааге.

"Совершенно исключаю. Мы считаем, что это неправомерное решение, которое мы оспариваем", - заявил Улюкаев.

Глава Минэкономразвития заверил, что Россия будет оспаривать это решение через правовые системы соответствующих стран.

В четверг стало известно, что накануне правоохранительные органы Франции наложили арест на счета российских компаний во французской "дочке" банка ВТБ, о чем сообщил глава ВТБ Андрей Костин. По его словам, под арестом оказались и счета дипломатических миссий Российской Федерации.

"Наутро они были разморожены, но такая проблема была. Суммы незначительные, исчисляются десятками тысяч евро. Счета диппредставительств были тут же разморожены, счета российских компаний заморожены. Мы решаем эту проблему с юристами", - пояснил Костин.

Как выяснилось позже, французские судебные исполнительные органы ведут работу по выяснению, есть ли у России какие-либо активы, которые можно подвергнуть аресту.

Помощник президента РФ Андрей Белоусов назвал такие действия правоохранительных органов Франции и Бельгии незаконными и сообщил, что они будут оспорены.

"Мы будем оспаривать эти решения и по Франции, и по Бельгии, по всем странам. Все, что касается реализации решений гаагского суда, - мы считаем, что там был допущен целый ряд юридических неточностей, будем, конечно, оспаривать", - сказал Белоусов.

Помощник президента добавил, что ситуация во Франции и Бельгии "очень сильно политизирована", но выразил надежду на то, что "здравый смысл возобладает, и мы далеко в эту историю не зайдем".

"Соответствующее подразделение правительства России, а также, в первую очередь, адвокаты сейчас занимаются этим делом, поэтому я не хотел бы ничего комментировать", - так прокомментировал ситуацию с российскими активами в Бельгии пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков. По его словам, в данный момент тщательным образом изучаются все обстоятельства, при этом необходимо уточнить ряд деталей для составления полной картины.

Экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский уже поприветствовал решение бельгийских властей об аресте российского имущества по иску "ЮКОС Юниверсал Лимитед".

"Ожидаю, что вырученные деньги пойдут на проекты, полезные российскому обществу", - написал он в сегодня в Twitter.

Напомним, что последним крупнейшим делом по аресту госимущества России за рубежом является история со швейцарской компанией Noga.

В 1993 г. суд Люксембурга арестовал российские активы в ряде западных банков после решения суда в пользу Noga, с которой в 1991-м правительство РФ заключило договор о бартерных поставках продовольствия, товаров народного потребления и пестицидов в обмен на нефтепродукты. Контракты с фирмой обеспечивали, главным образом, российские внешнеторговые объединения. О невыполнении обязательств друг перед другом в последствии заявили обе стороны. Судебная тяжба длилась 15 лет.

Выбор читателей