Город-сад действительно существует

Генплану развития Астаны могут позавидовать многие современные мегаполисы. Город стремится стать образцом современного градостроительства и вполне может этого добиться

"Мы строим вам счастье", - гласит плакат на заборе, огораживающем одну из строек Астаны. Без малого 20 лет посреди бескрайних степей Казахстана, на берегах реки Есиль, ведется масштабное строительство новой столицы. По словам тех, кто неоднократно бывал здесь в последние годы, город растет и меняется буквально на глазах.

Современная Астана – это красивые дома, неожиданные и разнообразные архитектурные решения, широкие проспекты и много зелени. Слегка не хватает уюта, свойственного старым, обжитым городам, зато огромные незаселенные пространства и полное отсутствие пригородов дают уникальный шанс практически с нуля создать настоящий мегаполис будущего с учетом всех известных проблем урбанизации - скученности, пробок на дорогах, плохой экологии. Астана стремится стать образцом современного градостроительства и вполне может этого добиться. Шестого июля она отметила день рождения. На праздник пригласили группу российских журналистов и рассказали им о планах развития столицы. Кстати, именно так, без затей, и переводится название главного города Казахстана.

Здесь будет город-сад

Плотная застройка, загруженность транспортных артерий и неблагоприятные экологические условия в прежней столице - Алматы - лишили ее почетного статуса. Перенести административный центр страны в третий по величине город Акмолу предложил президент Нурсултан Назарбаев. В декабре 1997-го Акмола стала столицей, в мае 1998-го была переименована в Астану.

Первый генплан ее развития был разработан японским архитектором Кисе Курокава. Уже тогда родилась идея "насадить" в целинном краю "цветущий урбанизированный оазис-сад" - пример для всех остальных городов и поселков Земли. В 1998 г. население Астаны не превышало 300 тысяч человек, ожидалось, что к 2030 г. оно достигнет 800 тысяч. Однако уже в 2015 г. численность жителей города перевалила за этот рубеж.

Генплан пришлось корректировать. Согласно текущему прогнозу, через 15 лет в столице Казахстана будет проживать порядка 1,2 миллиона человек. При этом расширять территорию города (71 тыс. га) и уменьшать площадь зеленых насаждений не планируется. Астана растет преимущественно вверх: по всей столице живописно раскиданы небоскребы самых причудливых форм и расцветок.

На одной из схем, висящих в презентационном зале научно-исследовательского института "Астанагенплан", хорошо видно, как огромные зеленые массивы с пяти сторон вклиниваются в жилую застройку почти до самого центра. По словам первого заместителя директора "Астангенплан" Бахтыбая Тайталиева, каждый клин будет располагать индивидуальной флорой и фауной, а вместе они позволят увидеть жителям и гостям Астаны весь природный ассортимент Казахстана.

Согласно проекту, постепенно зеленый пояс окружит всю столицу и сольется с естественными лесами, расположенными в 100 км от нее. Такое решение продиктовано не только заботой об экологии и градостроительными амбициями, но и суровыми климатическими условиями. Растительный "орнамент" призван хоть немного защитить степной город от постоянных шквальных ветров, приносящих пыльные бури летом и леденящий холод зимой. Уже сегодня зеленые насаждения занимают свыше 51% городской территории и находятся в пешеходной доступности из любого района столицы.

Эх, дороги

Особенное внимание уделено транспортному вопросу - пожалуй, самому болезненному для большинства современных мегаполисов. Имея перед глазами их печальный опыт, Астана пытается упредить все возможные проблемы в этой области. В частности, она сказала твердое "нет" радиальной застройке, испортившей жизнь москвичам, и выбрала полицентричность. Сейчас в городе можно условно выделить два центра - старый (на правом берегу) и новый (на левом), но в ближайшие годы они должны расплодиться как минимум до десяти. Каждый будет иметь собственные точки притяжения местных жителей: торгово-развлекательные и деловые комплексы, культурные объекты, транспортно-пересадочные терминалы.

Названные терминалы появятся на стыке основных линейных магистралей, пронизывающих город, и малого транспортного кольца, окружающего его центр. Они будут оснащены остановками общественного транспорта, многоуровневыми перехватывающими парковками и прокатом велосипедов. Ключевых магистралей будет восемь. Каждая представляет собой систему трех параллельных улиц: одна центральная с приоритетом общественного транспорта (сначала по ней будет ходить скоростной автобус, в дальнейшем его должен сменить легкий рельсовый транспорт) и две боковые с односторонним движением в разных направлениях (для быстрого въезда и выезда из города).

В нормы строительства зданий включено обязательное наличие парковок. В жилых домах, например, в зависимости от класса, должно быть от одного до 2 машино-мест на квартиру. На данный момент в Астане насчитывается 17 млн кв. м жилья, к 2030 г. планируется построить 37 млн кв. м, и тогда на каждого жителя будет приходиться по 31 кв. метру жилплощади. "Это меньше, чем в европейских столицах, где на каждого может приходиться по 70 кв. м, но выросли-то из 10 - 12 метров", - напоминает Бахтыбай Тайталиев.

Запланированная агломерация

Еще одна изюминка в проекте развития Астаны - синхронное освоение пригородных территорий. Обычно агломерации складываются стихийно, в Казахстане этим процессом решили управлять. По замыслу архитекторов, именно столица должна определять функции пригородной зоны, ее экономическую специфику, особенности расселения и освоения природных ресурсов. Задача области - обеспечивать главный город страны скоропортящейся плодоовощной продукцией, строительными материалами, пансионатами и базами отдыха. Астана, в свою очередь, дает гарантированный спрос. В столичную зону влияния попадает 127 населенных пунктов. Предполагается, что со временем некоторые из них превратятся в города-спутники.

Энергия будущего

Безусловно, главная стройка в Астане на сегодняшний день - подготовка Всемирной выставки ЭКСПО-2017. Выставочный комплекс раскинется на территории в 174 га, из которых 25 га займут непосредственно выставочные павильоны. Остальное - жилье для участников и прочая инфраструктура. В общей сложности, будет построено 38 объектов. Строительство идет с опережением графика, его планируется закончить уже осенью 2016 года.

Предполагается, что в работе выставки примут участие представители 100 стран, за три месяца работы ее посетит более двух миллионов человек, каждый из которых придет два и более раз. Таким образом, общее число посещений составит порядка 5 млн, или 200 тыс. ежедневно. На сегодняшний день 30 государств, включая Россию, уже официально подтвердили свое участие.

Предметом особой гордости является павильон Казахстана, который станет самой большой полой сферой в мире и символом выставки, а после ее завершения здесь разместится музей будущего. Центр выставки будет выстроен в форме капли. Это символизирует последнюю каплю нефти, невосполнимость природных ресурсов и необходимость перехода на новые источники энергии, пояснил журналистам директор департамента контента, устойчивого развития и послевыставочного использования НК "Астана ЭКСПО-2017" Айдар Марат.

Тема выставки - "Энергия будущего". На ней будут демонстрироваться лучшие мировые разработки и тренды в сфере использования энергии солнца, ветра, биогаза, морских и термальных вод. Планируется пригласить как развивающиеся страны, которые представят свои технологии, так и бедные, которые смогут "подсказать, что им надо", наглядно показать свои проблемные вопросы.

"Для нас солнечная панель в квадратный метр ничего не значит, а для них это освещение целой деревни. Женщины идут 30 км, чтобы приготовить ужин", - говорит Айдар Марат. Кстати, солнечные панели, а также ветроэнергетические установки будут использованы и в самом выставочном комплексе.

По окончании работы ЭКСПО-2017 часть павильонов и дальше будет использоваться как выставочные помещения. Остальные объекты приспособят под нужды города. В частности, здесь будут созданы развлекательный комплекс и финансовый центр.

Выбор читателей